Зубков и Сердюков: тесть зятю - не начальник
Президент у нас, кроме всего прочего, юрист. Он напоминал об этом, когда его спрашивали о третьем сроке. Мол, я законы знаю и нарушать их не буду. На третий срок президентства не пойду. Аргумент железный, хотя многие, надо сказать, все равно не верили.
Да и сейчас не верят. Забыли, возможно, что у Владимира Путина есть вполне законный способ вернуться в президенты - после того как уйдет в отставку его преемник. И нарушать ничего не надо.
Кое-кто снова усомнился в профессиональных качествах Путина-юриста, когда он назначил в правительство сначала Анатолия Сердюкова, а потом его тестя Виктора Зубкова. Дескать, сам себя загнал в ловушку. Ведь по закону родственники вместе работать не должны.
Сердюков словно бы подтвердил это, подав прошение об отставке. Сразу появились комментарии, что реформа правительства - это всего лишь плохо продуманный экспромт и теперь Путину придется все на ходу исправлять. Но президент снова всех удивил, отклонив прошение Сердюкова. Давайте наконец разберемся, был ли он прав.
Итак, по закону о государственной гражданской службе зять и тесть не могут подчиняться друг другу. В "запретный" список входят (дословно) "родители и дети супругов". Кто-то из экспертов говорил о том, что министр вроде бы и не госслужащий вовсе и работает он не по закону о госслужбе, а по закону о правительстве. Но нет, по закону о системе госслужбы федеральный государственный служащий - это гражданин, осуществляющий деятельность на должности федеральной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
Как ни крути, министр под эти требования подпадает. Да и закон о правительстве этому не противоречит. В нем говорится, что правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции и федеральных законов. С этим все ясно.
Копаем дальше. Если двое родственников - членов правительства не могут друг другу подчиняться, то встает другой вопрос: подчиняется ли министр обороны Анатолий Сердюков своему тестю - премьеру Виктору Зубкову? И вот тут обнаруживается очень странная вещь. С одной стороны, "федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются правительству РФ" (ст. 12 закона о правительстве).
То есть глава министерства подчиняется главе правительства. Но с другой стороны, уволить министра премьер не может. Он может только подать президенту представление, а тот уже увольняет или назначает. И, наконец, самое интересное: в законе о правительстве есть "исключение".
Согласно статье 32, президент "руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий". То есть Анатолием Сердюковым руководит президент. И министр вполне может работать в правительстве, несмотря на родственные связи.
Получается, что закон о правительстве, извините, "что дышло". Так повернешь - все министры под премьером, а по-другому глянешь - министром обороны руководит президент. Юристы знают, что во многих законах есть такие "фокусы". Собственно, им и деньги-то платят за то, чтобы выискивать разночтения и поворачивать их в свою пользу. Ничего нового Владимир Путин тут не придумал.
Что же мы имеем в итоге? Все "сложилось" как нельзя лучше. Министр обороны Анатолий Сердюков проявил себя честным гражданином и попросился в отставку. Президент Владимир Путин отставку не принял, чем подтвердил свое доверие и высокую оценку работы Сердюкова. Выдал, можно сказать, кредит доверия.
На ключевых постах в правительстве надежные и близкие президенту люди, связанные к тому же родственными узами. Это, кстати, лишняя гарантия стабильности - поссорить их не так-то просто. Законы переписывать не пришлось, претензий к президенту ни у кого нет. Хорошо иметь гибкие законы, не правда ли?
|