Образование способствует быстрой потере памяти
После установления диагноза "приобретенное слабоумие (деменция)" высокообразованные люди теряют память гораздо быстрее, чем пациенты с более низким уровнем образования.
Такой вывод содержится в исследовании, которое 23 октября публикует медицинский журнал Neurology, издаваемый Американской академией неврологии (American Academy of Neurology).
Наблюдения, на основе которых был сделан этот вывод, обобщили опыт 117 пациентов (из общего числа группы в 488 человек - так называемое Bronx Aging Study), у которых было диагностировано развитие слабоумия.
На протяжении в среднем шести лет каждому участнику эксперимента предлагались ежегодные тесты (Buschke Selective Reminding Test - тест Бушке на селективное запоминание), призванные оценить познавательные способности пациентов. По уровням своего образования пациенты представили почти весь возможный спектр - от менее чем трех классов начальной школы до аспирантуры.
Выяснилось, что каждый дополнительный год систематического образования позволял примерно до двух с половиной месяцев отсрочить начало периода быстрого ускоренного снижения возможностей памяти, вызванного прогрессирующей деменцией. Ну а то, что малообразованные люди подвергаются значительно большему риску заболеть болезнью Альцгеймера (это дегенеративное заболевание головного мозга, являющееся одной из самых распространенных форм приобретенного слабоумия) уже можно считать общеизвестным фактом.
Казалось бы, хорошим образованием в таком случае можно только гордиться. Однако как только процесс прогрессирующего распада интеллекта становился непреложным фактом, более образованные люди обнаруживали, что каждый дополнительный год их обучения приблизительно на 4 процента увеличивал темпы деградации памяти и других познавательных способностей. Предыдущие исследования также уже показали, что пациенты с наиболее высоким уровнем образования быстрее всех теряют память после того, как им ставится диагноз "слабоумие".
"Более высокий уровень образования задерживает начало деменции, но как только все это начинается, ускоренная потеря памяти быстрее проявляется как раз у наиболее образованных людей", - говорит один из авторов исследования Чарльз Холл (Charles B. Hall) из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна (Albert Einstein College of Medicine) в Бронксе (район Нью-Йорка). - Наше исследование показывает, что темпы снижения памяти у человека с 16 годами систематического образования на 50 процентов превосходят потерю памяти у людей с четырьмя классами".
Например, выпускник колледжа с 16 годами образования, у которого слабоумие диагностировано в 85 лет, должен был бы испытать ускоренную потерю памяти почти за четыре года до этого, в 81 год, в то время как человек лишь с четырьмя годами образования, которому диагноз был поставлен также в 85 лет, начал бы испытывать более медленную потерю памяти еще в возрасте 79 лет, за шесть лет до диагноза.
Стремительный регресс у высокообразованных людей можно объяснить тем, что они просто имеют больший задел, резерв, их мозг сохраняет способность выполнять свои функции даже в том случае, если ему уже нанесен большой ущерб. Именно поэтому слабоумие у таких пациентов зачастую диагностируется с запозданием - как только все дополнительные резервы истратятся, и мозг будет уже не в состоянии как-либо компенсировать необратимые болезненные изменения. Тогда симптомы и проявятся во всей своей неприглядности.
Холл утверждает, что это первая такая работа, которая подтвердила важнейшие прогнозы эффектов познавательного резерва в людях с доклинической деменцией. Он также отмечает, что недостатком данного исследования можно назвать его ретроспективный характер. Участники эксперимента родились между 1894 и 1908 гг., и их стили жизни и образования, возможно, имеют принципиальные отличия от тех людей, что ныне вступают в тот же возрастной диапазон.
|