Российский средний класс постепенно "поднимает голову"
Средний класс в России - молодые люди, поздно вступающие в брак, работающие не менее 45 часов в неделю, не пропускающие культурно-развлекательные мероприятия и ценящие настоящую дружбу. О чем еще говорят исследования?
В начале 2001 года в рамках проекта "Стиль жизни среднего класса" были сформулированы основные гипотезы о характерных чертах развития этой прослойки российского общества. Подавляющее большинство гипотез были практически полностью подтверждены.
Мы получили подтверждение тому, что в России существует достаточно массовый слой благополучных людей, отличающихся от остального населения страны особым менталитетом, образом жизни, культурой, способами адаптации и самопрезентации.
С точки зрения демографических признаков средний класс отличается более молодым возрастом, европейским типом "брачности", т.е. более поздним возрастом вступления в брак, большей долей состоящих в неформальных союзах, большей долей никогда не состоявших в браке.
Представители среднего класса работают в среднем не менее 40-45 часов, что оставляет мало возможностей на занятия спортом, хобби и увлечения. Несмотря на нехватку свободного времени, общение с друзьями у "средних русских" является значительной ценностью.
Отличаясь высоким уровнем образования, представители среднего класса стремятся к перманентному повышению уровня своих знаний и профессиональных навыков. Средний класс составляет основную массу читателей прессы, деловой, научной и художественной литературы. На рынке дополнительного к высшему образования главенствующие позиции занимает средний класс.
Средний класс составляет основную массу потребителей культурно-развлекательных услуг: театров, концертов, кинотеатров, клубов и т.д. Верхняя часть среднего класса составляет культурную элиту страны.
Структура расходов семьи среднего класса существенно отличается от структуры расходов других социально-доходных групп. Не более 35% доходов домохозяйства среднего класса расходуют на питание, тогда как менее обеспеченные группы затрачивают на эти цели до 65% своих доходов.
Средний класс отличается высоким уровнем приверженности брэндам. Это отмечается даже на тех рынках, где производителям и дистрибуторам пока не удалось сформировать устойчивые марочные стратегии. Эффективное построение брэндов в России в ближайшие годы будет невозможно без учета вкусов, стилей и образа жизни среднего класса.
Домохозяйства среднего класса в высокой степени удовлетворили свои потребности в бытовой технике и мебели. В ближайшие годы их спрос переместится на рынок автомобилей, развлечений и социальных услуг.
Более 80% сбережений, осуществляемых населением России, приходится на долю среднего класса. Средний класс сберегает 15-20% совокупного дохода, в среднем от $1000 до $3000 в год. Основной целью сбережения является приобретение товаров и услуг, таких как автомобили, техника, обучение и отдых за рубежом.
|