Индии нужен российский уран для своих АЭС
Премьер-министр Индии Манмохан Сингх готов подписать договор о строительстве нового энергоблока атомной станции "Куданкулам".
Переговоры об этом с президентом России Владимиром Путиным он проводит 12 ноября в Москве. Индия, добившаяся феноменального прогресса в развитии высоких технологий благодаря эффективно работающим технопаркам (самый известный из них - город программистов Бангалор), готова сотрудничать с Москвой даже при создании суперкомпьютера "Падма-Ру", утверждает издание "Газета".
Однако для премьера Манмохана Сингха гораздо важнее договориться о загрузке индийских атомных электростанций ураном, обогащенным в России. От поставок ядерного топлива в Дели зависит дальнейшая карьера Сингха.
Контракт на строительство двух новых энергоблоков АЭС "Куданкулам" пролоббировал в Дели и.о. секретаря Совета безопасности Валентин Соболев. Он пообещал, что уран для станции будет обогащаться в России и затем доставляться на станцию таким образом, чтобы из него уже нельзя было сделать оружейный плутоний.
Индия до сих пор не подписала международный Договор о нераспространении ядерного оружия. Однако конгресс США одобрил законопроект, позволяющий снять эмбарго с поставок ядерного топлива в Индию (оно действует уже 30 лет).
Манмохан Сингх на прошлой неделе признал, что в Индии процедуры, необходимые для заключения договора с США, затягиваются. Причина - давление левых партий, которые угрожают лишить поддержки правящую партию "Индийский национальный конгресс" в случае, если Манмохан Сингх подпишет ядерный договор с США.
Для партии, которую возглавляет вдова Раджива Ганди Соня, это может стать серьезной проблемой. Но и не получать уран если не от США, то от России Сингх тоже не может: несколько лет назад уже был прецедент, когда эмбарго на поставку урана было временно приостановлено, чтобы избежать аварии на одной из индийских АЭС. Индийская энергетика в значительной степени зависит от АЭС, и поэтому ядерная рука Москвы может помочь ИНК удержаться у власти, а Сингху - сохранить пост премьера.
А в качестве ответного дружеского жеста он может поделиться династическим опытом: как известно, лидер ИНК Соня Ганди не занимает никаких госпостов, а лишь является президентом правящей партии. Но при этом никто не сомневается в том, кто на самом деле правит страной - премьер или лидер партии власти.
|