Искусствоведы оспорили подлинность рисунков Микеланджело
Группа искусствоведов из университетов Лейпцига и Гамбурга полагает, что значительная часть дошедших до нашего времени рисунков Микеланджело Буонаротти - до сорока процентов - это копии.
Подавляющее большинство подлинников художник уничтожил собственноручно, о чем известно из письменных источников. Результаты исследований ученых опубликованы в работе, посвященной графике Микеланджело. Лондонская газета The Times сообщает, какие работы из хранящихся в Великобритании теперь могут считаться "проблемными". По мнению профессора Франка Цолльнера (Лейпцигский университет), копии оригиналов Микеланджело находятся в Королевском собрании, в Британском музее и в оксфордском Ашмольском музее.
Речь идет о ценных и хорошо известных рисунках. К примеру, в Королевском собрании оспаривается подлинность "Восставшего Христа" и "Три подвига Геркулеса", в Британском музее под вопросом оказалось "Распятие", а в Ашмольском музее - "Медный змей". Во всех случаях искусствоведы видят признаки неуверенной руки или чрезмерный педантизм копииста.
Цолльнер и его коллеги из Лейпцига и Гамбурга полагают, что ученые систематически приписывают большое число рисунков Микеланджело, не имея на то достаточных оснований. "Те, кто верят в существование большого корпуса [рисунков], - это те, кто приобретает работы на рынке, или же это кураторы больших публичных собраний Микеланджело".
Представители трех упомянутых британских собраний отнеслись к гипотезе Цолльнера спокойно. Так, и в Британском, и в Ашмольском музеях заявили о готовности к открытой дискуссии по вопросам подлинности рисунков. Кураторы Королевского собрания не сомневаются в том, что располагают оригиналами.
Работа Цолльнера "Michelangelo: Complete Works", написанная при участии Томаса Поппера (Лейпцигский университет) и Кристофа Тенеса (Гамбургский университет) и изданная домом Taschen, появится в европейских книжных магазинах 19 ноября 2007 года. По сведениям The Times, в книге опубликован некий недавно найденный документ, объясняющий, почему уцелело так мало подлинной графики Микеланджело. Содержание этого документа столь неожиданно, утверждают Цолльнер и его соавторы, что один журнал пытался запретить им публиковать его.
|