Тетрис заставляет поумнеть
Игра в тетрис помогает развивать интеллект, считает 14−летний американский вундеркинд из города Клинтон (Clinton). Правда, речь идет только о пространственном интеллекте - другой еще не измерен.
Еще в начале 1980−х годов прошлого столетия американский политолог Джеймс Флинн (James R. Flynn) заметил, что показатель интеллекта у жителей промышленно развитых стран быстро повышается. Процесс назвали "эффектом Флинна" - ежегодным повышением уровня IQ. Разброс показателей повышения интеллекта в разных странах очень велик, но в среднем он составляет три пункта. И его не удалось объяснить только генетическими факторами.
В 2001 году Флинн совместно с Уильямом Дикенсом (William T. Dickens) создали математическую модель, при помощи которой удалось измерить, как различные факторы изменяют уровень интеллекта. В их число исследователи включили улучшенное питание, уменьшение семьи и ее устойчивость, улучшение качества образования, большую сложность социальной и окружающей среды, свободу мышления, чувств, увеличение амбициозности граждан и даже увеличение объема черепа и улучшение генов благодаря расовому смешению. Видимо, теперь к этим факторам можно добавить и тетрис.
Тетрис, по словам юного исследователя Лильса Басс-Крюгера (Lyles Bass-Krueger), игра не только захватывающая, но и развивающая. И эта весьма популярная игра не первый раз становится объектом исследований ученых. Например, исследователи из Рочестерского университета (University of Rochester) изучали влияние компьютерных игр на познавательные способности человека. Стимульным материалом стали "стрелялка" и тетрис. Выяснилось, что любители видеоигр лучше приспосабливались к ситуациям со сложной визуальной информацией, чем обычные люди. Игрокам проще отследить сразу много стимулов и просчитать быстро меняющуюся окружающую среду. И хотя эти параметры восприятия у игравших в "стрелялки" оказались лучше, чем у "тетрисоманов", Басс-Крюгер решил лучше понять, как тетрис влияет на человека.
Он напомнил, что, по результатам более ранних исследований, у геймеров во время игры повышается уровень потребляемой глюкозы. Это свидетельство усиленной работы мозга во время освоения игры. Со временем использование глюкозы возвращается к обычному уровню. Другими словами, мозг гибко подстраивается под условия игры и со временем требует меньше ресурсов для решения игровых задач.
Басс-Крюгер решил проверить, насколько велик этот эффект "тренировки мозга". Он пригласил 12 испытуемых и предложил им поиграть в тетрис в течение 15 минут. После этого испытуемые прошли тест на пространственный интеллект, который используется при проверке общего IQ. Выяснилось, что игроки прошли тест на 55% лучше, чем контрольная группа. Автор исследования говорит, что этот эффект держался до 15 минут. Конечно, это не означает, что у испытуемых повысился полный показатель интеллекта. Ведь пространственный тест - лишь небольшая часть теста на интеллект. Пространственный интеллект помогает человеку оперировать содержащимися в памяти образами предметов и явлений, которые использовались или виделись им ранее.
Косвенно результаты Басс-Крюгера подтверждают "эффект Флинна". Компьютерные игры в настоящее время стали таким же атрибутом среды, как и телевизор, транспорт на улицах или многоэтажные здания. А увлечение "геймерством" среди молодежи позволяет говорить, что влияние игр также можно отнести к экологическим факторам, влияющим на интеллект. Игры можно назвать новым направлением, которое влияет на развитие человеческого мозга.
Идея, что игры могут повысить активность мозга, измеряемую тестами на интеллект, поднимает новые вопросы. Конечно, результаты могут варьироваться в зависимости от применяемого метода измерения. Но можно предположить, что такой эффект от игры поможет улучшить функции мозга.
Результаты своей работы Басс-Крюгер представил на выставке Intel International Science&Engineering Fair, которая прошла в Атланте (Atlanta).
|