Литва не будет требовать от Германии компенсаций за оккупацию
Литовский президент Валдас Адамкус считает, что его республике вполне хватит `компенсаций за оккупацию` от России, ввиду чего выдвигать аналогичные претензии к Германии несвоевременно и нецелесообразно.
Доводы у президента Литвы следующие. Во-первых, Германия с Литвой уже расплатилась. Не за оккупацию, но за принудительные работы литовцев в концентрационных лагерях, что составляет весьма внушительную сумму. А во-вторых, `к таким шагам необходимо хорошо подготовиться, а не доставать эту идею как зайца из шапки. Это может нанести серьезный вред нашему имиджу`, резюмировал президент.
Как известно, тему выплаты Россией компенсаций за `оккупацию` литовские представители впервые подняли еще 14 июня 1992 года, однако идея предъявить претензии еще и Берлину появилась сравнительно недавно. Дело в том, что за годы `категорических требований` дело с мертвой точки так и не сдвинулось, ввиду чего в прошедшую пятницу парламентский комитет по иностранным делам предложил сменить тактику. А именно - подсчитать ущерб и от нацистской оккупации, благо, как уверены парламентарии, это позволит не только возместить ущерб пострадавшим, но и `успокоить Москву`.
`Европе будет легче нас понять. Это было бы своевременно и в этом контексте меньше бы зацепляло Россию`, - заявил глава комитета Юстинаса Каросаса.
Когда в июне 2000 года сейм Литвы принял закон, уполномочивающий правительство вести соответствующие переговоры с Россией, президент Владимир Путин заявил, что признание факта аннексии Литвы в 1939 году и осуждение пакта Молотова - Риббентропа зафиксировано в литовско-российском договоре об основах государственных отношений от 29 июля 1991 года и возвращаться к этой теме Россия не намерена, поскольку `нельзя извиняться каждый год`.
Еще одним доводом Москвы является то, что Литва гораздо больше получила от СССР, нежели потеряла. Сумму иска к РФ литовские эксперты вычисляют, исходя из разных показателей: начиная от компенсаций депортированным и заканчивая компенсациями моральными - за советскую архитектуру, изуродовавшую исторический облик ряда городов республики (ввиду этого окончательная цифра разнится от 3 до 28 млрд долларов). При этом выгоду Литвы только лишь от участия в общесоюзном обмене продукцией можно оценить в 35 млрд долларов.
Тем не менее Вильнюс настроен решительно, заявляя, что данный вопрос не является `политическим` (на этом настаивает Москва) и относится к области `юридических реалий`, так как демократическая Россия провозгласила себя преемницей СССР. Последний раз Литва требовала расплатиться за оккупацию в январе этого года, если же считать с 1992-го, счет заявкам идет на десятки. Впрочем, иногда вопрос `терял актуальность`, и тогда речь заходила лишь о `доброй политической воле` Москвы.
Что до Германии, Адамкуса понять можно: прецеденты имиджевых потерь в аналогичном вопросе действительно имеются. Так, когда к власти в Польше пришла партия близнецов Качиньских `Право и справедливость`, Варшава в кратчайшие сроки испортила отношения и с Москвой, и с Берлином. Тогдашний премьер Ярослав Качиньский, в частности, неоднократно заявлял о `вечной вине` Германии перед Польшей. Демократическому правительству ФРГ, извиняющемуся перед всем миром (как морально, так и материально) за преступления нацистов последние 70 лет, понравиться такое, разумеется, не могло.
Ввиду политического веса Германии в ЕС, а также упорных попыток братьев Качиньских сделать внутренние проблемы Польши головной болью всей Европы (вспомним хотя бы `мясную войну` с Россией) имидж Речи Посполитой в Евросоюзе упал практически до нуля, и новый премьер Польши Дональд Туск сумел выиграть выборы во многом за счет лозунга об улучшении этого имиджа.
К Литве у Европы, как известно, также имеются претензии. По поводу притязаний на российские деньги Брюссель однозначно пока не высказывался, но, если данный вопрос затронет еще и Германию, высказаться будет обязан. И не факт, что вердикт Европы понравится Литве.
Отметим, кстати, что Литва - республика парламентская и слово сейма в целом весомее, чем все заявления Адамкуса вместе взятые. А что по этому поводу думает литовский сейм, мы узнаем совсем скоро: на разработку проекта, в котором речь пойдет и об ущербе от нацистской оккупации, членам парламентской комиссии отведен месяц.
|