Палеолитическую живопись связали с акустикой пещер
Первобытные люди выбирали пещеры с идеальным звуком и именно в них оставили свои выдающиеся наскальные рисунки.
К такому выводу пришел профессор университета Нантер (Universite Paris X Nanterre) Егор Резников (Iegor Reznikoff), проанализировав акустические свойства нескольких знаменитых палеолитической живописью пещер во Франции. Некоторые его доводы приводит журнал National Geographic.
Резников, специалист по акустике, впервые выдвинул гипотезу о связи между пещерной живописью и звучанием еще в 1983 году, когда очутился в пещере Ле Портель (во французских Пиренеях). Он заметил, что в тех частях пещеры, где есть рисунки, звуки разносятся чисто и громко. С этого времени ученый искал корреляции между расположением рисунков и качеством звука и нашел их, по крайней мере, в десяти местах, в том числе в известной пещере Нио.
Гипотезу Резникова поддерживает его коллега по исследованию Пол Петтит (Paul Pettitt), специалист по палеолитической живописи из Шеффилдского университета (Великобритания). Петтит утверждает, что предположение французского ученого объясняет неочевидное распределение расписанных участков: "Во многих пещерах изображения сконцентрированы в одних и тех же местах. Рисунки расположены не произвольно, а в определенном порядке. Некоторые точки, хорошо подходящие для росписей, оставались нетронутыми, а в нескольких случаях изображения находились в зонах резонанса". Петтит также убежден в том, что предположение Резникова хорошо соотносится с другими теориями о роли музыки в первобытных обществах.
|