Между Россией и США пролег африканский разлом
Россия и Китай наложили вето на резолюцию ООН, предусматривающую введение международных санкций по отношению к президенту Зимбабве Роберту Мугабе и 11 членам его правительства.
Согласно резолюции, Мугабе терял право на выезд за рубеж, его финансовые активы и активы его ближайших соратников были бы заморожены, также было предусмотрено введение эмбарго на поставку в Зимбабве оружия.
"За" проголосовали девять стран-участников ООН. Этого было вполне достаточно для утверждения резолюции. Однако дальнейший ход этому документу не дали представители России и Китая, воспользовавшись своим правом вето. Фактически авторами резолюции выступили Соединенные Штаты, толчком к этому решению стал отказ Мугабе перенести выборы президента Зимбабве на более поздний срок. Изначально предполагалось, что предвыборная борьба будет вестись между самим Мугабе и представителем оппозиции Морганом Тсвангираем. Однако Тсвангирай взял самоотвод, заявив, что люди Мугабе систематически нарушают закон, избивая и убивая сторонников Моргана.
Согласно заявлению послов России и Китая, вето на резолюцию было наложено с одной-единственной целью: действующее правительство и оппозиционеры должны сами решить предвыборные вопросы, без чьего-либо вмешательства извне.
Ранее на этой неделе представители партии Мугабе, Зимбабвийского Африканского национального объединенно-патриотического фронта, провели встречу с оппозиционерами из Движения за демократические перемены в южно-африканской Претории. По словам Тсвангирая, главная цель этих переговоров заключалась в том, чтобы решить "куда двигаться дальше".
Посол Китая Ванг Гуангия заявил, что международное сообщество должно позволить переговорам в Претории продолжиться вплоть до урегулирования "выборного вопроса", прежде чем налагать карательные санкции на Мугабе. По его мнению, принятие резолюции нарушило бы процесс мирных переговоров и лишь "усугубило бы ситуацию". Гуангия добавил, что "многие страны, включая Китай, неоднократно обращались в ООН с просьбой уважать позицию африканских стран и дать зимбабвийским политикам время, чтобы собственными вопросами решить создавшуюся проблему".
Со своим китайским коллегой согласился и представитель России, Виталий Чуркин, заявив, что подобными действиями ООН превышает свои полномочия, что может привести к дестабилизации политической обстановки в африканском регионе. Аналогичной позиции придерживаются послы Зимбабве и ЮАР. У Залмая Халилзада, посла Соединенных Штатов, иной взгляд на проблему: "Россия и Китай приняли сторону Мугабе в его борьбе против собственного народа. Такое поведение российской стороны ставит под вопрос надежность этой страны в качестве члена "большой восьмерки". Вскоре российский МИД опубликовал заявление, в котором говорится, что "ситуация в Зимбабве не представляет угрозы ни региональному, ни тем более международному миру и безопасности и не требует применения санкционных мер в отношении этой страны. Важной составляющей позиции России в отношении американского проекта резолюции явилось и то, что принятие Советом Безопасности ООН такого документа создало бы опасный прецедент, открывающий дорогу для вмешательства Совета Безопасности во внутренние дела государств в связи с теми или иными политическими событиями, включая выборы, что является грубым нарушением Устава ООН". Москва категорически не приемлет "стремление некоторых государств-членов Совета Безопасности выводить этот орган за его уставные прерогативы, а именно - за рамки поддержания международного мира и безопасности", отметили в министерстве.
|