Изображения монархов похожи на автопортреты живописцев
Как сообщает Telegraph, историк живописи Саймон Абрахамс (Simon Abrahams) обнаружил, что портретные изображения царственных особ зачастую передают не их реальный облик, а черты самого живописца.
Метод компьютерной обработки, позволяющий "повернуть" лицо изображенного под другим углом, выявил скрытое сходство художников и их моделей. Галерея обработанных портретов, представленная в блоге Абрахамса ArtScholar.org, - лишь небольшая часть работы. В общей сложности искусствовед проанализировал несколько сотен картин начиная с XVII века.
Саймон Абрахамс убежден в том, что художник, работая за деньги над созданием портрета, вольно или невольно стремился запечатлеть себя самого. "Образы монархов не воспринимались живописцами как исторические свидетельства, сохраняющие портретное сходство с моделью. Нет, художники изображали свое alter ego", - говорит он. "Черты лица портретиста и его модели соединялись таким образом, что результат походил на того, и на другого. В некоторых случаях сходство с моделью вообще стоит под вопросом", - добавляет искусствовед.
Картины великих мастеров иногда озадачивают не только историков живописи, но и ученых негуманитарного профиля. Так, физик Хосе Луис Арагон (Jose Lois Aragon) из Национального автономного университета Мексики (Universidad nacional autónoma de México) и его соавторы обнаружили, что на полотнах Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh) распределение яркости соответствует математическому описанию турбулентного потока. По словам исследователей, такие полотна, как "Звездная ночь" (1889) и "Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом" содержат отпечатки вихревых воздушных потоков. По мнению ученых, "Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства". Как известно, великий художник страдал от галлюцинаций и тяжелых депрессий.
По оценкам социологов, в мире наиболее известны три художника: Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог и Пабло Пикассо. При этом Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, Пикассо - "светским львом" и борцом за мир, а Ван Гог олицетворяет художника в чистом виде. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах.
|