Кризис заставит россиян экономить на вредных привычках
Социологи продолжают изучать, на чем будут экономить россияне в условиях финансового кризиса. Больше других сократить траты готовятся нижегородцы, москвичи откажут себе в путешествиях, а в Санкт-Петербурге резко сократится число посетителей ресторанов.
При этом многим придется урезать расходы на сигареты и алкоголь. Мнение жителей трех крупнейших городов Центральной России (Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода) узнала исследовательская компания IFORS, опросив в конце октября 1500 респондентов.
Наиболее оптимистично настроены жители российской столицы: каждый четвертый участник опроса вообще не собирается экономить. Не собираются снижать расходы 10,6% жителей Петербурга и всего 4% нижегородцев.
Респонденты всех опрошенных городов в первую очередь в кризисной ситуации готовы отказать себе в развлечениях. Собираются экономить на посещениях кино, театров и концертов 26% жителей Москвы, половина населения Нижнего Новгорода и 42% - северной столицы.
36% москвичей намерены сократить траты на путешествия и отдых, почти столько же (34%) петербуржцев и треть проживающих в столице Поволжья. Другая значимая статья для экономии - табак и алкогольные напитки. Как выяснили в IFORS, экономить на вредных привычках придется как минимум каждому четвертому. В Москве снизить потребление сигарет и алкоголя из-за кризиса выразили пожелание 23% респондентов, в Санкт-Петербурге - 27%, в Нижнем Новгороде - 39%.
На питании вне дома экономить будут 18% москвичей, 12% нижегородцев и неожиданно много жителей Санкт-Петербурга - 41%. Каждый пятый в Нижнем Новгороде в ближайшее время может отказать себе в удовольствии покупать книги, журналы, аудио- и видеодиски. В обеих столицах к этому готов прибегнуть каждый десятый.
По оценкам экспертов, в реакции на кризисную ситуацию у мужчин и женщин сформировались определенные различия. Так, мужчины, в первую очередь, начнут экономить на потреблении табака и алкоголя (41% опрошенных), затем на питании вне дома - 20%, и, наконец, снизят траты на покупку одежду, обуви и косметики - 14%.
Променять общепит на домашнюю еду намерена каждая третья женщина, 24% представительниц прекрасного пола отложат покупки новых предметов гардероба и косметики, и еще 24% снизят потребление табака и алкоголя.
|