В рейтинге грамотности детей Россия заняла 1 место
Международная ассоциация оценки школьной успеваемости опубликовала результаты очередного исследования по качеству чтения и уровню понимания текста среди десятилетних школьников из 45 регионов мира.
Самыми грамотными были признаны российские дети. Международная ассоциация оценки школьной успеваемости (ИЕА) проводит исследование качества чтения и уровня понимания текста (PIRLS) среди учащихся из разных стран с 2001 года, раз в пять лет. Нынешние данные основаны на итогах 2006 учебного года. Цель подобного исследования заключается не только в сравнении уровней грамотности школьников разных стран, но также в поиске путей совершенствования процесса обучения чтению и повышения грамотности, в анализе разных систем образования и выявлении положительного опыта.
Само исследование проводилось Центром международных исследований Бостонского колледжа, штат Массачусетс, при поддержке органов образования соответствующих стран мира в 45 регионах. Специалисты проверили умение 215 тыс. учащихся младших классов грамотно читать, понимать прочитанное и использовать полученную информацию.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения интереса к книге как таковой, дети предпочитают проводить время за компьютером. И особенно эта тенденция заметна в развитых странах. Например, Швеция, которая в 2001 году занимала 1-е место, съехала на 10-е, Англия и Шотландия - с 3-го на 19-е и с 14-го на 26-е места соответственно. США в рейтинге оказались недалеко от Англии - на 18-м месте.
Более 37% опрошенных школьников сообщили, что проводят в день за компьютером не менее трех часов. В то же время лишь 32% детей читают каждый день программную литературу и 40% детей читают развлекательную литературу. Авторы исследования подчеркивают, что в тех странах, где родители принимают активное участие в жизни детей, сами любят книги и читают детям, уровень грамотности гораздо выше. И последнее исследование показало, что таких семей стало больше по сравнению с 2001 годом. Кроме того, в рамках исследования было обнаружено, что девочки в среднем читают гораздо лучше мальчиков, но при этом лишь половине школьников действительно нравится читать.
Ректор института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский считает, что результаты исследования демонстрируют "серьезный прорыв младшей школы в России": "Причина в том, что она постепенно ушла от практики тупого запоминания и повторения - еще недавно учителя в основном считали, сколько слов в минуту может прочесть ученик. Теперь упор сделан на развивающие программы - детей массово стали учить пониманию и интерпретации текстов, умению находить информацию, делать выводы". Между тем, по мнению эксперта, показатели младшей школы делают более выпуклым ее отрыв от старшей. "Сегодня она превратилась в завод по подготовке абитуриентов, ставка делается на запоминание огромных объемов информации, необходимых для поступления в вуз. Вместо этого старшей школе следовало бы подхватить начинания младшей - развивать подростковые компетенции, в первую очередь социальные и правовые".
|