"Сомнение" - пятикратный обладатель "Оскара"
"Сомнение", получившее пять номинаций на "Оскар", рассказывает о войне насмерть в католической школе между Мерил Стрип и Филипом Сеймуром Хоффманом.
1964 год, приходской священник в одной из католических церквей Бронкса отец Флинн читает проповедь о сомнении и его объединяющей силе - потому что сомневаются все. Скоро ему придется проверить свои тезисы на практике. Школа прихода, где он преподает, находится во власти суровой сестры Алоизии - мрачной невесты Христовой, в миру - директрисы. Подозрение в том, что отец Флинн, добросердечный гуманист со слишком длинными ногтями, находится в аморально-близких отношениях с единственным чернокожим учеником школы, запускает сестру Алоизию к действию, словно танк перед битвой. Прямых доказательств у сестры Алоизии нет, но разве сомнение это не ноша, которую должен нести любой человек, избравший действие во славу своих идеалов?
Если подбирать жанровое определение "Сомнению", то вместо скучной "драмы" лучше использовать что-то вроде "моральный хоррор" - в воздухе все время пахнет серой, змеиный взгляд директора католической школы Мерил Стрип обещает "Хостел", святой отец Филип Сеймур Хоффман выглядит вполне готовым как для морального падения, так и для драматической схватки с князем тьмы. Католические интерьеры и холодные осенние ветра дополняют нервозное ожидание неминуемо скверной развязки.
Ничего этого, разумеется, не будет. Режиссер и драматург Джон Патрик Шэнли, получивший за пьесу "Сомнение" Пулитцеровскую премию, "Тони" за театральную постановку по ней и пять номинаций на "Оскар" не для того так успешно капитализировал свои достижения, чтобы скатиться к вульгарному жанру. "Сомнение" это коллекция чистых нравственных парадоксов и, одновременно, реакция на злободневную неуверенность Америки в собственных основаниях - время действия, совпадающее с убийством Кеннеди и началом войны во Вьетнаме, выбрано не случайно.
А поскольку каждая фигура тут лишь метафора, вроде горгулий и пухлых ангелов с лирами, история в итоге превращается в некое умозрительное упражнение, человеческий механизм, вроде военного парада или чемпионата по художественной гимнастике, срежиссированного нью-йоркским интеллектуалом. Эта театральная механическая слаженность - несколько абстрактное, но, по-своему, глубокое удовольствие и четыре совершенно заслуженные "оскаровские" номинации за главные и второстепенные роли - дань этому удовольствию. К тому же не часто удается увидеть Мерил Стрип в образе настоящей ведьмы, а это, в каком-то смысле, пострашнее "Изгоняющего дьявола".
Но кажется, что делать сегодня фильмы на историческом материале с многозначительными намеками на современность - проявление некоторой трусоватости, уж слишком много занимательных обстоятельств подбрасывает жизнь и слишком мало ответов на вопросы.
|