Дефицит бюджетов субъектов РФ вырастет почти в 15 раз
Минфин РФ ожидает, что дефицит бюджетов субъектов РФ в 2009 году вырастет в 14,8 раза и составит 800 млрд рублей, сообщил в интервью агентству "Интерфакс-АФИ" замминистра финансов РФ Антон Силуанов.
По его словам, в 2008 году доходы субъектов РФ были сформированы в сумме 6 трлн 192 млрд рублей, расходы - 6 трлн 247 млрд рублей. Регионы завершили прошлый год с дефицитом 54 млрд рублей. "В этом году мы оцениваем доходы на 1 трлн рублей меньше, чем в прошлом году", - сказал Силуанов. Расходы субъектов РФ, по оценкам Минфина, составят около 5,9 трлн рублей. "Дефицит в 2009 году мы оцениваем примерно в 800 млрд рублей, который частично будет покрываться финансовой помощью из федерального бюджета", - отметил замминистра. Изначально планировалось, что доходы и расходы в 2009 году вырастут примерно на 15−20% к уровню 2008 года. Падение доходов региональных бюджетов связано в первую очередь с поступлениями налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, считает Силуанов. По его словам, остальные налоги поступают достаточно устойчиво. "Если взять акцизы, то поступления идут с ростом к предыдущему году, потому что мы передали регионам федеральную часть акцизов. По налогу на имущество, земельному налогу тоже пока нет таких серьезных провалов. Поэтому у муниципальных образований, в отличие от субъектов Российской Федерации, сформирована более устойчивая доходная база", - заметил замминистра.
По его словам, в лучшем положении оказались высокодотационные регионы. У них доходы или не просели или просели в небольшой части к уровню прошлого года. Например, высокодотационные регионы Южного федерального округа хорошо себя чувствуют. Там объем помощи доходит до 80% доходов бюджета.
Наиболее сложная ситуация в тех регионах, у которых были сформированы большие расходные обязательства, а доходы упали. В первую очередь речь идет о таких регионах, как Якутия, в которой налоговые и неналоговые доходы за 2 месяца текущего года упали на 39%, в Ханты-Мансийском АО - на 47%, в Татарстане - на 44%, в Челябинской области - на 37%, в Тюменской области - на 53%, в Ямало-Ненецком АО - на 53%.
Вместе с тем Минфин РФ временно внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, связанные с рядом ограничений по размеру дефицита и долга субъектов РФ. "В частности, планируем снизить требования по размеру дефицита бюджета субъекта РФ в случае предоставления бюджетных кредитов", - сказал он.
Замминистра напомнил, что в некоторых регионах применение этого инструмента поддержки будет упираться в действующие ограничения, в соответствии с которыми дефицит регионального бюджета не должен превышать 15% годового объема налоговых и неналоговых доходов. "Поэтому для регионов такой дефицит не будет считаться предельным, если он будет сформирован за счет бюджетных кредитов", - сказал Силуанов.
Комментарий эксперта
Константин Романов
В принципе, такой прогноз выглядит вполне реалистичным. Несмотря на то, что сейчас большинство регионов секвестровали свои бюджеты, они вынуждены сохранять социальные затраты, а налоговые поступления снижаются. Скорее всего, наиболее пострадавшими окажутся регионы с высокой долей зависимости от нескольких крупных предприятий, в частности, Самарская (АвтоВАЗ) и Нижегородские области (ГАЗ), а также регионы, которые традиционно были дотационными - они лишаются части собственных доходов при ограниченной возможности получить финансирование из центра.
|