Регионы закрывают границы
В России назревает "региональный сепаратизм". Все больше субъектов федерации начинают вводить ограничения на ввозимые товары из других регионов.
Несколько дней назад были введены ограничения на привозную молочную продукцию в нижегородской области. Существует ряд проблем для проникновения "чужой" мясной продукции на рынки краснодарского края. Производители водочной продукции жалуются, что органы власти Татарстана различными бюрократическими формальностями не пускают их на местный рынок.
По мнению независимых экспертов, в ближайшие месяцы больше половины российских регионов могут ввести различные ограничения на товар "извне". Область или республика в условиях снижения финансовой помощи из федерального центра будет реализовывать собственные замкнутые модели движения денег и продукции. Данный механизм присутствовал на российском рынке и в докризисный период, но не был распространен.
"В большинстве случаев прецеденты ограничений (если отвлечься от возможной коррупционной составляющей) вызваны спецификой налогообложения и, соответственно, отчислениями в бюджеты разных уровней. Также их можно связать с лоббистскими действиями местных производителей, пытающихся таким образом защитить собственные рынки сбыта", - объясняет аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.
По его словам, в краткосрочной перспективе запреты и ограничения могут способствовать некоторому усилению позиций местных игроков, т.е. положительно повлиять на экономику того или иного региона. Однако это нельзя назвать плюсом, так как необоснованное ограничение конкуренции в перспективе, как правило, не приводит к положительным результатам.
"Эффективность различных производств в различных регионах качественно отличается в зависимости, прежде всего, от наличия факторов производства. В конечном итоге искусственные ограничения могут привести к различным дисбалансам, дефициту и негативным тенденциям в ценообразовании", - делает выводы аналитик.
Эксперты федеральной антимонопольной службы считают, что местные власти нарушают ряд законодательных норм. В большинстве случаев подобная практика нелегитимна и приводит к "региональному сепаратизму". Под ним подразумеваются искусственные барьеры и ограничения, которые, как правило, не без участия местных производителей создаются местными органами власти. Зачастую объективно более конкурентоспособные " чужие" торговые марки не могут найти собственного сбыта. Пока, признаются специалисты ФАС, воздействовать на регионы, "закрывающие" свои границы, очень сложно.
Артем Краснов
|