Банкротство Chrysler стало оптимистической трагедией
Обращение одного из столпов американской автоиндустрии компании Chrysler с иском о техническом банкротстве без ликвидации некоторые аналитики оценивают как трагедию американских производителей, другие же оптимистично верят в реструктуризацию и успех объявленного альянса с итальянской Fiat.
Информация об этих решениях была обнародована в четверг.
По сообщениям СМИ, концерн задолжал банкам и хедж-фондам около 6,9 миллиарда долларов. По решению кредиторов, а крупнейшие из них - J.P.Morgan Chase и Citigroup, инициирована процедура банкротства, которая продлится от 30 до 60 дней и завершится реструктуризацией автогиганта.
Президент США Барак Обама объявил, что заключенное соглашение о партнерстве обеспечит "процветание" Chrysler, но для получения госпомощи необходимо выполнить ряд условий, главное из которых - сохранение рабочих мест. Он полагает, что использование юридической процедуры в сочетании с господдержкой позволят компании быстро избавиться от долгов и снова встать на ноги.
Скептики отмечают, что приход Fiat состоится с новейшими технологиями, но не с деньгами. А слияние в свое время с Daimler не принесло удачи атогиганту.
Приверженцы либерализма отметили небывалое вмешательство правительства в бизнес частной компании, пусть и системообразующей для американской индустрии.
"Администрация (Обамы) неоднократно повторяла, что не имеет планов управлять Chrysler или диктовать ему бизнес-планы. Однако центральная роль в определении будущего частной компании была настолько расширена федеральным правительством, чего не наблюдалось в последние десятилетия", - отметила газета Wall Street Journal.
Предполагается, что новая структура Chrysler будет выглядеть следующим образом - профсоюзу автомобильных рабочих будет принадлежать 55% акций компании, правительству США-8%, правительству Канады и предприятию в Онтарио - 2%, компании Fiat - 10% акций с перспективой увеличения пакета.
Топ-менеджеры компании, включая исполнительного директора Боба Нарделли, намерены подать в отставку, так как после реструктуризации совет директоров Chrysler претерпит значительные изменения. WSJ полагает, что бразды правления Chrysler приберет к рукам гендиректор Fiat Серджио Маркионне, либо назначит своего ставленника.
Комментируя ситуацию с банкротством, Нарделли отмечает, что компания сможет выжить.
"Стакан наполовину полон, а не наполовину пуст", - сказал он в интервью New York Times.
Все три автогиганта США - Chrysler, General Motors и Ford Motors - оказались на грани банкротства еще в 2008 году и держатся на плаву за счет правительственных вливаний. General Motors также может до 1 июня объявить реструктуризацию через банкротство.
"Первое в новейшей истории банкротство американского автопроизводителя станет поворотной вехой в истории последних десятилетий Детройта, машины которого ранее так мощно доминировали на авторынке, что менеджмент мог посмеиваться и не замечать иностранных конкурентов. Сегодня Toyota, Honda, Nissan и другие компании из Азии и Европы контролируют более половины рынка США, в то время как GM, Ford and Chrysler просели из-за неконкурентной (по цене) рабочей силы и дорогой цене сокращений", - написала в своем комментарии газета Newsday.
Компания основана в 1924 инженером и бизнесменом Уолтером Перси Крайслером в результате реорганизации компании "Максвелл Мотор" (поглотившей в свою очередь "Чалмерс Мотор", основанную в 1908) и "Виллис-Оверленд". В 1924 вышел и первый шестицилиндровый автомобиль марки Chrysler.
|