NASA может отдать околоземную орбиту частникам
Правительство США может переложить обязанности по сообщению с Международной космической станцией на плечи частных компаний.
С подобным предложением выступил на заседании отдела комитета по пилотируемым космическим полетам NASA бывший исполнительный директор Boeing Co. Богдан Беймук, передает Reuters.
"Я считаю, что многие решат попытаться, у кого-то получится, у кого-то нет, но вы в любом случае создадите новую отрасль", - заявил Беймук.
Специализированные отделы Boeing Co. уже долгое время занимаются сотрудничеством с правительством в области подготовки и обеспечения космических полетов. Представители компании имеют определенное влияние в NASA.
Приватизация космоса
Свое предложение Беймук обосновал тем, что на настоящее время до половины бюджета NASA, который составляет $18 млрд, уходит на доставку людей и грузов на МКС, в то время как эти деньги могли бы использоваться для осуществления других проектов.
"Боже", NASA даже на Луне уже побывало... Так давайте отдадим шаттлы новичкам", - заявил он.
Проблема особенно актуальна в связи с тем, что NASA собирается сворачивать программу использования шаттлов, после того как на МКС будут доставлены все требуемые компоненты. Произойдет это уже в следующем году. В дальнейшем NASA планирует создание космического корабля, который мог бы совершать более длительные полеты, не только на МКС, но и за ее пределы. Однако данные ревизий показывают, что недостаток финансирования уже сдвинул завершение этого проекта на два года - с 2015 на 2017.
Околоземные бизнесмены
NASA уже предпринимает шаги в направлении "приватизации" космоса, создав фонд Space Exploration Technologies (SpaceX) и Orbital Sciences Corp., финансируемые за счет частного капитала. Контракты с ними предусматривают создание космических кораблей, позволяющих осуществлять контакты с МКС.
"Приватизация" части уже хорошо освоенных космических миссий могла бы снять значительный груз с плеч NASA и помочь в набирающей темпе новой космической гонке с Китаем. Однако остаются такие вопросы, как контроль за качеством коммерческого космического оборудования, а также перспективы частного капитала в этой области - строительство космических кораблей требует значительных капиталовложений, неудача может обернуться тяжелейшими потерями, а источник дохода практически ограничен правительственным заказом. Впрочем, у России, например, уже есть опыт использования космоса в коммерческих целях - запуск на МКС туристов.
|