Российских полярников эвакуируют с треснувшей льдины
Поход экспедиции "Северный полюс -37" - это сразу и научная, и спасательная операция.
Накануне из Мурманска вышел атомоход "Ямал", который должен забрать полярников с дрейфующей станции СП-36 - льдина дала трещину. И высадить на верхушке планеты новую исследовательскую группу.
У него прочные палубы. Такая особенность ледокола "Ямал" больше всего нравится полярникам. Экспедиция везет на Северный полюс 150 тонн груза. Трюмы полны под завязку: еда, Сложное оборудование. Много топлива. Без него на верхушке планеты никуда. Но до команды "отдать концы" и прощания Славянки дошло не сразу после погрузки. Бюрократия выпустила из порта на два дня позже плана.
У большого корабля и дело монументальное. Три-четыре дня пути - строго на север, в поисках льдины с полярниками. За пять дней - демонтаж станции СП-36. Потом, через неделю, - высадка новой экспедиции.
"Вот Гренландия, сюда пойдем - будем снимать СП-36. Дальше двинемся на восток ,скорее всего, через Северный Полюс. Там высадим СП-37" , - сообщает 3 помощник капитана ледокола "Ямал" Олег Дронин.
Это на карте. А на деле научный поход рискует превратиться в спасательную операцию. Полярную станцию могут сковать льды. Ее течением несет к суровым берегам Гренландии. Поэтому даже день задержки играет огромную роль.
"Три дня могли быть критическими. То есть нам повезло, что та ситуация, которая складывается, не привела к тяжелым последствиям. Есть опасность, что льдина будет разрушена. Главное - безопасность людей, которые там работают", - говорит начальник экспедиции Владимир Соколов.
Чтобы полярникам на льдине не пришлось долго ждать - он идет на всех своих атомных парах. Скорость 19 узлов, то есть приблизительно 35 километров в час.
"Поскольку скорость большая - мощности сейчас у нас в районе 50%. Тепловые мощности в районе по 50% на каждый реактор. Мощность увеличивается", - рассказывает Виктор Никитенко, старший механик ледокола "Ямал".
При таком напоре первый лед команда должна увидеть уже через три дня. О том, как продвигается экспедиция, знают и на льдине. Со станцией есть связь. Отплавав год, проведя десятки исследований, например, по изменению климата, полярники, конечно, сильно хотят домой. Чтобы потом, скорее всего, опять вернуться. Чувство ностальгии хорошо знакомо и морякам.
"Проходит два три месяца - и уже чувствую ностальгию. Когда здесь находишься - ругаешь себя. Когда на берегу - тянет обратно", - говорит старший помощник капитана ледокола Олег Крудышев.
|