У российских телеэкранов остались одни старики
Социологи заметили значительное снижение аудитории российского ТВ в 2000-е годы.
Особенно явно этот процесс - сокращение доли ежедневно смотрящих ТВ и рост доли вовсе его, по заявлениям респондентов, не смотрящих - происходил среди более молодых россиян, в особенности среди самых молодых (до 24 лет). Напротив, среди зрелых и пожилых респондентов доля ежедневно смотрящих телевизор, и без того немалая, заметно увеличилась. Исследователи предполагают, что это вызвано максимальным упрощением телевизионной "повестки дня" на 3-4-х общедоступных каналах, которая все менее удовлетворяет молодежь.
Доля россиян, смотрящих телевизор каждый день, в сравнении с началом 2000-х годов снизилась (хотя объем ежедневной телезрительской аудитории остается весьма внушительным). На протяжении предыдущего десятилетия, в 1990-х годах, ежедневная телеаудитория несколько увеличивалась, а относительный спад и возвращение к исходным показателям начались, насколько можно судить, примерно после 2002 года, приводит газета "Ведомости" данные исследований "Левада-центра".
Социологи предполагают, что нынешняя телепрограмма, "повестка дня", ее единообразная базовая модель, представленная на основных трех-четырех общедоступных каналах, - официальные и многократно повторяющиеся политические новости плюс простые развлечения "для всех" в виде сериалов и эстрадных концертов с узким типовым набором певцов и юмористов (иными словами, soft-политика и hard-досуг) - все меньше удовлетворяет молодежную аудиторию, хотя как будто бы ориентирована во многом именно на молодежь. Молодежь вследствие этого частично переходит теперь на другие коммуникативные каналы, прежде всего в интернет.
В сравнении с иными возрастными группами молодежь чаще хочет видеть на экране не государственно-державные символы и ритуалы, да и вообще не политическую информацию, а передачи о любви и семье, науке и технике, мистику, спорт и секс, зарубежные - а не нынешние отечественные и не старые советские - фильмы и сериалы, мультфильмы. Вероятно, интернет сегодня предоставляет в этом плане больше возможностей, - предполагает руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-центра" Борис Дубин.
В отличие от нынешней модели российского телевидения на его основных каналах интернет (не говоря о тематическом, "стилистическом" и тому подобном многообразии), во-первых, ориентирован не на национальное сообщество (коллективное "мы"), а на открытые сообщества "своих", близких по интересам, но не ограниченных языком, эти сообщества живут в другом режиме времени, не привязанном ко времени суток, суточной программе. Кроме того, сегодняшнее российское ТВ подразумевает пассивного зрителя, тогда как интернет предполагает не только значительно большую возможность выбора, но и принципиальную интерактивность, отмечают социологи.
|