Пентагон пересчитает свои ядерные арсеналы
В декабре истекает срок действия российско-американского Договора о сокращении стратегических вооружений, заключенного в 1991 году.
В связи с этим президент США Барак Обама приказал провести "опись" американского ядерного арсенала, чтобы установить параметры его возможных сокращений.
Последний раз такую инвентаризацию Пентагон проводил в 2001 году. Тогда Белый дом решил: для безопасности США необходимо от 1700 до 2200 ядерных боеголовок. Сейчас и в Москве, и в Вашингтоне считают, что можно понизить существующий ядерный потолок.
Президент Обама, выступая в апреле в Праге, заявил, что намерен сократить роль атомного оружия, призвав к тому же и другие державы, чтобы в конечном итоге полностью его ликвидировать.
Это заявление Обамы считается официальной позицией Вашингтона и придает особое значение нынешней "описи", проводимой Пентагоном.
Но в мире растет число стран, "пробивающихся" в ядерный клуб. Да и в самих США далеко не все согласны с позицией Обамы. Споры идут вокруг того, как быстро и глубоко надо проводить сокращения. Есть расхождения и по вопросам конфигурации ядерного арсенала. Кто-то предлагает создать новое поколение более надежных ядерных боеголовок. Другие возражают, считая, что "оживление" ядерного конвейера приведет к подрыву режима нераспространения. Сейчас в Пентагоне обсуждается вопрос: сохранять или нет "триаду" - ракеты наземного базирования, подводные лодки и стратегические бомбардировщики. По словам высокопоставленного представителя Пентагона, которого цитирует "Нью-Йорк таймс", для одних эти сокращения кажутся недостаточными, для других - слишком большими.
"Опись" не ограничивается одной арифметикой. Рассматривается, например, вопрос о возможности ядерного ответа на "катастрофическое нападение противника" с применением неядерного оружия - химического и биологического - или даже просто "значительно превосходящих сил".
Сюда же относится пересмотр объектов, по которым американские ядерные силы будут иметь право нанести удар. Причем Вашингтон традиционно поддерживает двусмысленность и неопределенность в отношении того, при каких условиях возможен ядерный удар и что именно может стать его целью. Представитель Пентагона объяснил это так: "Мы не хотим загонять наших лидеров в угол. Они предпочитают страховаться от неопределенности и любят, когда у них есть выбор".
|