Добытчики алмазов сокращают производство
Мировой финансовый кризис уронил сбыт алмазов до рекордно низкого уровня. Несмотря на то что цены за год были снижены почти на треть, добывающим компаниям по-прежнему не удается найти покупателей.
Эксперты полагают, что цены еще не достигли дна и 2010 год может начаться с ценовой войны в отрасли.
Чтобы затормозить обвал цен, ведущие алмазодобывающие компании резко сократили продажи сырья еще осенью 2008 года, однако это не помогло. Так, прибыль лидера рынка, De Beers, упала в первом полугодии 2009 года на 99%, а объем продаж на конец ноября снизился на 47%. Основные клиенты De Beers, так называемые сайтхолдеры (обрабатывающие алмазы и затем продающие их в розницу), испытывают дефицит заемных средств. Как полагают аналитики, De Beers придется сократить до 50% добывающих мощностей.
Главный конкурент южноафриканской компании, российская АЛРОСА, основную часть своей продукции продает Гохрану. По словам эксперта отраслевого агентства Rough & Polished Сергея Горяинова, в нынешних условиях приобретать алмазы способны только крупные покупатели. Поэтому, по словам эксперта, несмотря на кризис АЛРОСА удалось увеличить свою долю на рынке с 22 до 30%. Такое положение вещей вряд ли устроит De Beers и может спровоцировать ценовую войну. Южноафриканская компания может попробовать отобрать у российского конкурента потерянную долю рынка путем снижения цен, которые, как считает г-н Горяинов, еще не достигли дна.
Впрочем, сами компании-конкуренты не так пессимистично смотрят на ситуацию в отрасли. Как сообщила РБК daily менеджер по внешним связям De Beers Линетте Гоулд, в последнее время корпорация отмечает небольшое оживление спроса на ее продукцию и рассчитывает, что эта тенденция закрепится в следующем году. Чтобы возродить интерес покупателей к алмазам, компания активно пытается убедить инвесторов, что они являются альтернативой золоту в качестве вложения капитала. Более того, как стало известно в конце ноября, СП Debswana Diamond, акционерами которого являются De Beers и правительство Ботсваны, приняли решение вложить 3 млрд долл. в течение 15 лет в развитие Jwaneng - одной из крупнейших шахт в мире. Управляющий директор De Beers Гарет Пенни подчеркнул, что алмазы всегда были и будут в долгосрочной перспективе пользоваться большим спросом.
В АЛРОСА также надеются на оживление рынка. Как сообщил РБК daily представитель российского алмазного гиганта, в конце года компания почувствовала оживление спроса на сырье. По его словам, резкое снижение продаж двумя лидерами рынка создало небольшой дефицит. Пока сложно сказать, является ли эта тенденция долгосрочной, однако прогноз АЛРОСА на следующий год оптимистичен.
|