АвтоВАЗ может поменять бренд
Крупнейший российский производитель АвтоВАЗ в будущем может поменять бренд, однако банкротство предприятию не грозит. К такому выводу пришел аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын по результатам проверки, как автоконцерн использовал 25 миллиардов рублей господдержки.
По мнению аудитора, новое название Волжского автозавода после ребрендинга может звучать как "Рено-Логан-АвтоВАЗ", сообщает "Российская газета". Бесхмельницын вкратце разъяснил предполагаемый механизм реализации возможного альянса АвтоВАЗ - Renault-Nissan. Обновление модельного ряда произойдет за счет купленных ВАЗом лицензионных прав на производство автомобилей и сборку силовых агрегатов, стоимость которых составляет 220 млн долларов.
Начало производства новых автомобилей предполагается не раньше 2012 года. Как отметил аудитор, для производства лицензионных автомобилей требуется серьезная модернизация производственных мощностей. Однако, по данным Счетной палаты, во время проведения проверки на заводе не смогли документально подтвердить возможные источники финансирования этих работ. "Хотелось бы надеяться, что деньги на модернизацию АвтоВАЗ найдет вне рамок госбюджета", - заметил Бесхмельницын.
Несмотря на многомиллионные долги, банкротство автозаводу не грозит, уверен Бесхмельницын. "Доверие к нынешнему топ-менеджменту и его дальнейшим действиям, потенциальные возможности внутреннего и внешнего автомобильных рынков позволят этой команде найти и привлечь дешевые ресурсы", - цитирует издание аудитора.
Между тем кризисный 2009 год АвтоВАЗ заканчивает со значительными убытками. По данным Счетной палаты, степень платежеспособности АвтоВАЗа сегодня в два раза ниже стандартного показателя. Финансовая поддержка от государства обеспечила предприятие лишь на короткий срок. На 1 декабря 2009 года общий долг АвтоВАЗа составляет 80 миллиардов рублей (с учетом полученных от государства 25 миллиардов рублей субсидий) и продолжает расти. В настоящее время на складах предприятия остается порядка 50 тысяч нераспроданных автомобилей. При этом количество дефектов на тысячу авто в разы превышает допустимые международные показатели. В 2009 году заводу удалось реализовать всего 254 тысячи автомобилей за 60 миллиардов рублей.
Главный вывод, сделанный Счетной палатой по результатам аудита предприятия, - финансовая поддержка правительства не оказала существенного эффекта: прогноз минпромторга, что предприятие сохранит средства для развития, не оправдался. Напомним, что выделенные 25 млрд рублей АвтоВАЗ потратил буквально за пару месяцев. 8 миллиардов рублей - на закупку товароматериальных ценностей, еще 8,5 миллиарда - на погашение долгов перед поставщиками комплектующих, 2 миллиарда - на зарплаты рабочим (от бонусов, сообщил Бесхмельницын, в этом году на АвтоВАЗе благоразумно отказались). Остальные средства пошли на оплату лизинговых платежей, банковских векселей, облигаций и налоги.
Дополнительные средства в размере 12 млрд рублей, обещанные ВАЗу на текущий год, на счета завода пока не поступили. А когда придут, то будут тщательно отслеживаться Счетной палатой, как и в случае с прошлым финансированием. По расчетам Бесхмельницына, АвтоВАЗ вернет деньги государству в течение трех лет.
|