Стругацкий обвинил Кэмерона в плагиате
Знаменитый фантаст считает, что сценарий самого успешного фильма года списан с цикла его романов "Мир полудня".
Писатель Борис Стругацкий обвинил режиссера "Аватара" Джеймса Кэмерона в плагиате. По словам 76-летнего фантаста, сюжет картины, покорившей уже миллионы зрителей, взят из знаменитого цикла романов братьев Стругацких "Мир полудня", вышедшего в середине 60-х годов.
- Американцы "позаимствовали" нашу идею, - говорит Борис Натанович. - Это очень неприятно. Но не судиться же мне с ними?
Во всех интервью, которые режиссер Джеймс Кэмерон дал после начала триумфального шествия своего "Аватара" по планете, он утверждает: сценарий картины был написан им лично еще в 1995 году. Рассказывая об этом, создатель "Титаника", мягко говоря, лукавит: планета Пандора из фильма "Аватар" со всей ее флорой и фауной появилась тремя десятилетиями раньше в цикле романов "Мир полудня" братьев Стругацких.
Вот так описывается созданный Стругацкими мир Пандоры в литературных энциклопедиях: "Пандора - популярный курорт планетарного масштаба. Большая часть ее покрыта джунглями, полными опасной неземной фауной вроде ракопауков и тахоргов. По некоторым сведениям, в пандорианских лесах сосуществуют по крайней мере две гуманоидные цивилизации. Несмотря на нечеловеческие усилия служб безопасности, каждый год на Пандоре гибнут и калечатся десятки людей".
"Аватар" словно иллюстрирует книги Стругацких. Например, в романе "Беспокойство" на Пандору попадает и поселяется у аборигенов биолог Михаил Сидоров. В фильме Сидоров превращается в морского пехотинца Джейка Салли. В книгах Стругацких коренные жители планеты напоминают собак, в фильме - кошек. Сам Кэмерон однажды назвал свой фильм "приключением в джунглях с экологическим подтекстом, выходящим на мифический уровень повествования". - Мы создали целый мир, целую экосистему из фантасмагорических растений и существ, и местных жителей с богатой культурой и собственным языком, - рассказывает режиссер журналистам. - Источником вдохновения для сценария служили книги научной фантастики, прочитанные в детстве.
И если о романах Эдгара Райса Берроуза в качестве исходного материала Кэмрон все же упомянул, то о знаменитом "Мире полудня" Стругацких он не проронил ни слова. 76-летний писатель, узнав об этом, лишь грустно улыбается.
- На фильм, скорее всего, не пойду, - говорит Борис Натанович. - Хотя было бы любопытно, что в Голливуде сделали из нашей идеи.
|