Изменение календаря не должно быть поспешным решением
Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион считает, что нельзя спешить с решением об изменении календаря.
Праздник Рождества Христова в ночь с 6 на 7 января (по новому стилю) вместе с Русской православной церковью встретили Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви, афонские монастыри, католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся Юлианского календаря. Разница между Юлианским и Григорианским календарем составляет 13 дней. "Новый стиль" введен в Советской России в 1918 году.
Все остальные 11 православных церквей отпраздновали Рождество, как и большинство католиков и протестантов, в ночь с 24 на 25 декабря. Но они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым Новоюлианским, который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году.
"Изменение календаря - это решение, до которого должны созреть все верующие", - сказал в интервью радиостанции "Эхо Москвы" архиепископ Иларион.
По его словам, нельзя никого подталкивать. Он привел в пример негативные последствия, которые были вызваны переходом на новый стиль в Греции.
"Переход на новый стиль в Греции вызвал в свое время старостильный раскол, который до сих пор не изжит. Не дай Бог кому-то принять поспешные решения, в результате которых от церкви отойдут люди", - отметил он.
При этом Иларион подчеркнул, что "нет никакой трагедии в том, что существуют два календаря".
"В древней церкви даже Пасху в каждом регионе праздновали по-разному, а потом унифицировали", - добавил архиепископ.
Также в интервью радиостанции заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Филипп сообщил, что РПЦ возрождает традицию празднования годовщины победы над Наполеоном служением молебна по чину святителя Филарета московского после рождественской литургии.
Он отметил, что этот молебен составил в 19 веке святитель Филарет Московский. Иеромонах Филипп не исключил, что со временем 7 января - день обнародования Александром Первым указа об изгнании Наполеона из России - станет государственным праздником.
Календарная реформа, заменившая Юлианский стиль на Григорианский, была предпринята в 16 веке при папе Римском Григории Тринадцатом, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
В 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором в этих же целях, а отчасти и для того, чтобы сделать шаг навстречу англичанам, в то время оккупировавшим Стамбул, было принято решение исправить Юлианский календарь. Русская православная церковь, которая в это время испытывала гонения под властью большевиков, не смогла участвовать в этом совещании.
Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на Новоюлианский календарь, но это вызвало протесты в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц. В Греции новый календарь закрепился, хотя и вызвал многочисленные выражения недовольства и даже породил продолжающийся доныне церковный раскол. Кроме того, последовать календарной реформе наотрез отказались афонские монашеские обители и Иерусалимская церковь.
Расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а Новоюлианского - за 40 тысяч лет.
Представитель Московского патриархата сообщил ранее, что сейчас вопрос о перемене календарного стиля перед Русской православной церковью не стоит, поскольку Юлианский календарь дорог церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни. Правда, некоторые приходы РПЦ в дальнем зарубежье, состоящие преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю.
Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сообщил РИА Новости, что многие католики восточного обряда, в частности, Украинская греко-католическая церковь, встречают Рождество по Юлианскому календарю - то есть 7 января по новому стилю. Все зависит от специфики местности, где проживают верующие. Например, Польская православная церковь празднует Рождество по Григорианскому календарю, но на востоке, в Белосточине, где живет большинство польских православных, праздник отмечают 7 января.
Вместе с православным большинством и католиками восточного обряда 7 января Рождество празднуют и некоторые российские протестанты.
Священнослужители разных конфессий отмечают, что расхождение в дате празднования Рождества не связано с вероучением, а обусловлено лишь разницей в календарях, которых традиционно придерживается та или иная Церковь.
|