Швейцария заморозила активы диктатора Гаити
Власти Швейцарии в попытке избежать грандиозного международного скандала заморозили активы бывшего гаитянского диктатора Жана-Клода Дювалье (Jean-Claude Duvalier), более известного как Бэби-Док, после того, как решением швейцарского суда миллионы долларов были признаны принадлежащими семье Дювалье.
Речь идет о сумме, по меньшей мере, в 4,6 миллиона долларов. По мрачному стечению обстоятельств Верховный суд альпийского республики 11 января, то есть за сутки до мощного землетрясения на Гаити, отменил решение нижней палаты парламента Швейцарии, решившей передать капиталы диктатора благотворительным организациям.
Как теперь очевидно, если бы решение парламентариев оставалось в силе, миллионы Бэби-Дока, одного из наиболее отвратительных тиранов ХХ века, пошли бы на помощь ограбленным им соотечественникам.
Банковские разбирательства на фоне горы трупов
По последним данным, число жертв землетрясения 12 января превысило 200 тысяч человек. Эксперты называют эту трагедию катастрофой планетарного масштаба. Разумеется, судьи не могли предвидеть разрушительного стихийного бедствия. Но в ретроспективе, на фоне гаитянской трагедии, решение суда выглядит просто неприличным.
Бэби-Док бежал с острова в феврале 1986 года после народного восстания. И с тех пор все гаитянские правительства пытаются добиться возвращения на родину миллионов Дювалье, доказывая, что эти деньги похищены из госказны. Однако все эти призывы не повлияли на швейцарские власти. По законам этой страны соответствующие запросы от иностранных правительств рассматриваются только в случае, если в отношении владельца капиталов возбуждено уголовное дело на родине. На Гаити же, где с момента свержения Дювалье всегда царил хаос, такой элементарной процедурой, как возбуждение дела против бывшего диктатора, не озаботились.
Тем не менее, в 2002 году правительство Швейцарии заморозило банковские счета, связанные с Дювалье, а также некоторыми членами его семьи. Это распоряжение действовало до 2007 года, когда правительство приняло решение передать капиталы диктатора благотворительным организациям, работающим на Гаити. Суд первой инстанции поддержал это решение.
Однако 11 января нынешнего года Верховный суд Швейцарии отменил вердикт на том основании, что если бы даже Дювалье совершал преступления, в которых его подозревают, срок давности по ним истек в понимании швейцарского законодательства аж в 2001 году. А потому миллионы должны быть возвращены законному владельцу. То есть самому Бэби-Доку, который, как принято считать, живет где-то во Франции, сообщает газета The Wall Strett Journal.
Новый закон затруднит жизнь авторитарных правителей, хранящих миллионы в швейцарских банках
В минувшую среду Верховный суд огласил свой поразительный вердикт, поставив правительство Швейцарии в крайне затруднительное положение. Нынешние швейцарские власти всячески пытаются изменить представление об альпийской республике как о месте, где палачи, диктаторы и прочие международные преступники хранят свои преступно нажитые капиталы. Десять лет назад в стране были приняты жесткие законы, требующие от владельцев банков выяснять происхождение депозитов. Это помогло вернуть ограбленным нациям, таким, как Нигерия и Филиппины, миллионы долларов, похищенных соответствующими диктаторами.
Поскольку в гаитянской истории все так запутано, потребовались скорые и энергичные действия властей, чтобы решение Верховного суда, вполне соответствующее швейцарским юридическим нормам, не выставило страну в ложном свете. Как раз сейчас правительство Германии, уже давно оказывающее сильнейшее давление на швейцарцев, намеревается купить украденные данные о счетах немецких граждан, которых подозревают в уклонении от уплаты налогов. Несколько ранее Швейцария вела ожесточенную битву с американскими властями, требовавшими разглашения банковской тайны в отношении граждан США.
В связи с гаитянским казусом правительство Швейцарии намерено оперативно принять новый закон, который поможет иностранным правительствам эффективней возвращать средства свергнутых тиранов. В заявлении швейцарского Минюста говорится: "Правительство хотело бы избежать ситуации, при которой швейцарский финансовый центр становился убежищем для нелегально приобретенных активов".
|