Некоторые из летательных аппаратов класса "микро" в ширину не больше 30 см - тем не менее эти разведывательные самолеты с дистанционным управлением показали себя как надежные помощники армии и полиции, действуя в сложной воздушной обстановке над городами и поселками.
Правда, на таких крошечных аппаратах трудно разместить большие запасы топлива или емкие батареи, так что для них характерна небольшая длительность полета. Сейчас производители разрабатывают новые модели, пригодные для более длительных разведывательных операций. В будущем аппараты MAV смогут садиться на крыши домов или карнизы. В такой позиции удобнее будет подсматривать - и горючее экономится, и видеокамера работает четче, когда аппарат неподвижен.
Аппарат XQ-138 разработан Роном Барретом, доцентом кафедры аэрокосмической техники Университета штата Канзас.
Из-за вращающегося ротора он взлетает и приземляется в положении на хвосте. При переходе к горизонтальному полету (аппарат способен развивать скорость до 240 км/ч) весь его фюзеляж разворачивается на 90°. Специальные приводные механизмы способны компенсировать порывы ветра, сохраняя устойчивое положение аппарата в пространстве.