"Ростовское чудо" под угрозой исчезновения
Ростовское чудо - остров мустангов на озере Маныч-Гудило оказался в центре внимания экологов. Популяция диких лошадей на острове резко сократилась из-за холодной зимы. А впереди засушливое лето. Ученые и сотрудники заповедника думают, как помочь животным, не нарушая их естественных условий обитания.
В эти дни ученые и сотрудники заповедника бывают на острове Водный почти постоянно, используя любую возможность для переправы. Их интересует все, что происходит с живущими здесь донскими мустангами. То, что пережила популяция этой зимой, на языке науки называется "глубокой депрессией". Сказать точнее трагедия. Из-за перенаселенности острова самый крупный в России вольно пасущийся табун не досчитался двух с половиной сотен лошадей. Одни погибли от истощения, другие навсегда покинули остров.
Самой уязвимой группой, по которой ударили мороз и бескормица, были жеребые кобылы. В зимовку их уходило не меньше сотни. А детенышей на свет появилось всего пятнадцать. Сейчас их окружают сочная трава, пока еще мягкое солнце и много пресной воды. Наблюдая за ними, ученые не сомневаются, что табун возродится.
"Некоторые по несколько дней, некоторым неделя-две. Они себя прекрасно чувствуют, имеют совершенно другой вид по сравнению с тем, что было месяц назад. Они бодрые, веселые, игривы. Посмотрите - хвосты красивые. Вот это их оптимум", - рассказывает Виктор Миноранский, председатель президиума ассоциации "Живая природа степи".
Табун хозяйничает на острове, окруженном соленой водой озера Маныч, больше пятидесяти лет. Мустангами этих степных животных называют по праву. Как и обитатели американских прерий, они одичавшие, но в прошлом домашние животные. Хотя невозможно представить их в стойле или под седлом, доказано: начало свободному племени некогда дали лошади донской породы. То ли правнуки коней, служивших в царской армии, то ли помощники чабанов, забытые хозяевами при переходе на новые пастбища.
Много версий существует по поводу того, как лошади получили вольную. Но казаки уверяют: это они оставляли на острове стареющих скакунов, чтобы те спокойно доживали свой век. Мол, не могли пустить под нож верных служивых товарищей.
Годы свободной жизни не превратили одичавших животных в диких зверей. В зной, когда на острове пересыхают пресные водоемы, лошади приходят на организованный людьми водопой, в стужу готовы чуть ли ни из рук брать подкормку. Они часть заповедника, и с формальной точки зрения люди не должны вмешиваться в их жизнь. Но печальный опыт зимы не позволяет полагаться только на природу, которая сама со всем справится. Например, будет регулировать их численность.
"Если все оставить на самотек, будет следующая трагедия. Конечно, это для заповедника крайне нежелательно. Во-первых, потому что кроме трагедии табуна происходит и трагедия степной экосистемы. И вместо участка заповедника мы получаем участок антропогенного опустынивания", - поясняет Александр Липкович, заместитель директора по научной работе Государственного природного биосферного заповедника "Ростовский".
Они нужны не только потому, что красивые. Благодаря этим домашним копытным - степь, давно потерявшая своих диких тарпанов, сайгаков, буйволов, может оставаться самой собой.
|