Россиянам приоткрываются тайны Помпей
В Россию из Италии впервые привезли сокровища Помпей. Ювелирные украшения, античные статуи и уникальные фрески, которые впервые покинули пределы Неаполя, - с 16 мая их можно увидеть в Историческом музее Москвы.
На открытии выставки "Помпеи. Тайны погребенного города" побывал корреспондент радио "Вести ФМ" Павел Гайков.
Гайков: Двухтысячелетняя история становится ближе и как-то человечнее, когда видишь перед собой карманное серебряное зеркальце с мотивами похождений Геракла, ложку с заостренным концом, чтобы вскрывать устриц, серебряный ковш для пиров с дельфином на ручке, садовую статую - мальчика с гусем, или бронзовое ведерко, с которым слуги ходили за водой к небольшому фонтану в форме цветка. А вот сокуратор выставки Георгий Ломтадзе представляет настоящий античный самовар - бронзовый и очень похожий на русский, только раздували его явно не сапогом.
Ломтадзе: Мы просто видим конструкцию, предполагаем, что, возможно, труба какая-то сверху приделывалась. Или мехами, может быть. Сложно сказать. Потому что это, видимо, было сделано не из бронзы и не сохранилось.
Гайков: Впервые в истории в Россию из национального археологического музея Неаполя привезли утварь, мозаики, скульптуры, фрагменты колонн и фонтанов, украшения из золота и серебра, и в их числе перстни с изящными геммами - изображениями, вырезанными в драгоценных камнях. А вот крупные золотые серьги с необработанными изумрудами и ожерелье в виде маленьких золотых листиков, которое утром 24 августа 79 года надела неизвестная знатная жительница Помпей - рассказывает сокуратор Кирилл Фирсов.
Фирсов: Как я уже говорил, несколько предметов из золотой части коллекции непосредственно связаны с останками погибших людей. Римское ювелирное искусство сильно упростилось по сравнению с греческим. Греческое сложнее в изготовлении, здесь уже идет упрощение, и поэтому они не такие тяжелые.
Гайков: Но главные ценности выставки в историческом музее - это изящные хрупкие фрески, украшавшие помпейские виллы. Их хранят в очень строгих условиях - температура воздуха не должна превышать 25 градусов, влажность - в пределах 42 процентов. Из-за этого фрески нечасто показывают публике, и впервые их выставляют за пределами Италии. Кирилл Фирсов рассказал, как фрески везли в Москву по земле на специальных грузовиках.
Фирсов: Как принято в международной музейной деятельности, все предметы доставляются в специальных ящиках с температурным режимом, со специальным креплением, чтоб они в дороге не повредились. На прошлой неделе мы принимали эти фрески, рассматривали, все трещинки подробно записаны в паспортах сохранности. Надеюсь, что они останутся в той же сохранности до конца выставки.
Гайков: Большая часть знаний о древнеримской живописи дошла до нас именно благодаря помпейским фрескам, на которых изображали мифологические сюжеты, натюрморты и пейзажи. В Москве в новом выставочном зале Исторического музея их можно будет увидеть до средины августа.
|