Дело о российских шпионах: конец "перезагрузке"
На самом деле, особых последствий от дела о российских шпионах не будет, говорят эксперты по международным делам. Но теперь мяч на российской половине поля.
- А не с русским ли шпионом обедает президент Обама?
- Да нет же, это российский президент Дмитрий Медведев. Русские шпионы живут чуть дальше по этой улице.
Оказывается, такой воображаемый диалог вполне мог состояться на прошлой неделе в ресторане быстрого питания в Арлингтоне, штат Виргиния, куда в четверг привез своего российского коллегу Обама. Но кто же знал, что Федеральное бюро расследований раскроет вскоре предполагаемую русскую шпионскую сеть, в составе которой было три жителя Арлингтона.
После произведенных в воскресенье арестов 10 жителей Восточного побережья по обвинению в деятельности в качестве тайных агентов иностранного государства (11-го арестовали во вторник на Кипре, но отпустили под залог) возникает вполне естественное предположение: вот и конец хваленой "перезагрузке" американо-российских отношений. Так ведь?
На самом деле, не совсем так.
"Мне кажется, дипломатические последствия будут весьма ограниченными, - говорит исполнительный директор вашингтонского Никсоновского центра Пол Сондерс (Paul Saunders), - в прошлом такие дела обычно проходили незамеченными, если, конечно, у кого-то не было намерений раздуть их. А в данном случае не похоже, что у администрации есть такие намерения".
Теперь важный вопрос заключается в том, какие выводы из этого скандала сделает российское правительство.
"На самом деле, теперь мяч на российской половине поля", - говорит директор европейской программы Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Хизер Конли (Heather Conley). "Люди Обамы не стали объединять данный вопрос с комплексом двусторонних отношений, - добавляет она, - но надо подождать и посмотреть, не сделают ли что-то похожее русские, не будет ли реакции в стиле холодной войны, по принципу "око за око".
Почему администрация Обамы вывела этот скандал за рамки двусторонних отношений?
Во-первых, Обама приложил огромные усилия для налаживания личных взаимоотношений с Медведевым, и Белый дом относит улучшение отношений с Россией к одному из важных достижений президента в сфере внешней политики. Обама вряд ли поставит под угрозу тот прогресс, которого он достиг вместе с русскими по целому ряду вопросов, от ядерного разоружения до Ирана, из-за до сих пор непонятной, но по сути дела банальной шпионской истории (по крайней мере, именно такое мнение возникает после ознакомления с предъявленным в понедельник обвинением).
Вот пример, как это звучит в обвинении. Когда человек из одной "шпионской пары" сказал своей спутнице (это материалы прослушивания), что его российские работодатели были разочарованы, не увидев в его сообщении имени источника той информации, которую он направил, она посоветовала ему: "Да напиши ты имя любого местного политика!"
Похоже, Соединенные Штаты хотят продемонстрировать этими арестами, что им не нравится такая активность России, и что ей следует ее прекратить - но пока не предпринимается никаких попыток раздуть это дело, превратив его в крупный международный скандал. Госдепартамент передал материалы расследования по этому делу в Министерство юстиции.
С другой стороны, российские руководители выразили свое негодование по поводу арестов. Возможно, отчасти это объясняется тем, что в судебных документах фигурируют весьма скромные результаты работы действовавших под "глубоким прикрытием" агентов.
Министерство иностранных дел в Москве назвало это дело "беспочвенным" и одновременно поставило вопрос по поводу целей американского правительства, осуществившего такие громкие аресты. "В любом случае, достойно глубокого сожаления, что все это происходит на фоне объявленной самой же администрацией США "перезагрузки" в российско-американских отношениях", - говорится в заявлении министерства.
Находящийся в Израиле российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что это дело вызывает массу вопросов. "Они [власти США] не сказали, в чем суть дела. Надеюсь, они сделают это".
Момент для арестов был "выбран с особым изяществом", насмешливо добавил Лавров. Но по словам Сондерса из Никсоновского центра, в выборе времени для арестов он усматривает внимательное отношение к тонкостям дипломатии.
"Тот факт, что все произошло спустя несколько дней после визита Медведева в Белый Дом - а многое говорит о том, что аресты можно было произвести раньше - свидетельствует, что они ждали окончания саммита", - говорит Сондерс.
Во время встречи в Москве с экс-президентом Клинтоном российский премьер-министр (и бывший офицер КГБ) Владимир Путин подверг эти аресты критике. Американская "полиция разгулялась, людей в тюрьмы сажают", сказал он.
По словам Конли из Центра стратегических и международных исследований, последствия от этого скандала надо искать не в России, а в американском Сенате.
"Нам надо внимательно смотреть, не повлияет ли это в ближайшее время на процесс ратификации нового договора СНВ, - сказала она, ссылаясь на подписанное недавно Обамой и Медведевым соглашение о сокращении ядерных вооружений, по вопросу ратификации которого должно пройти голосование в Сенате, - если российские власти решат создать из этого проблему, то нам надо начинать думать о побочном ущербе".
|