Оспорено эволюционное значение межвидовой конкуренции
Британские учёные поставили под сомнение известный принцип Чарльза Дарвина о том, что главной движущей силой эволюции выступает межвидовая конкуренция.
Основоположник считал, что в ситуации постоянной борьбы за превосходство одной группы организмов над другой выживают только те, которые лучше других приспособились к конкретным условиям.
Аспирант Бристольского университета Сарда Сахни и её коллеги пришли к выводу, что самое большое значение для эволюции имеет не соперничество, а доступность жизненного пространства.
Для этого им потребовалось изучить более 400 млн лет истории эволюции на примере ископаемых останков сухопутных животных - земноводных, рептилий, млекопитающих и птиц. Учёные последовательно проводят мысль о том, что вымирали не самые неприспособленные, а те, у кого не было в данный момент жизненного пространства. Соответственно, выживал не более приспособленный, а тот, у кого был "лебенсраум".
Наибольшие эволюционные изменения, по мнению бристольцев, происходили в то время, когда животные переселялись на новое место, где их жизненному пространству ничто не угрожало. Иными словами, теория Дарвина вывернута наизнанку: отсутствие конкуренции - вот золотой ключик эволюции! Чем больше ресурсов, за которые не надо бороться, - тем быстрее происходят изменения.
Например, когда птицы научились летать, это открыло перед ними огромные возможности, недоступные другим видам. Млекопитающие 60 млн лет жили бок о бок с гигантскими рептилиями, а после их исчезновения расцвели.
Стоит отметить, что под жизненным пространством здесь понимается не наличие территории подходящих размеров, а то, что когда-то носило название экологической ниши, то есть доступность пищи и пригодные для жизни условия.
Профессор Йельского университета (США) Стивен Стернс находит выкладки коллег интересными, но спорными. Во-первых, что заставляет животных искать новое жизненное пространство, как не конкуренция на уже освоенных участках? Во-вторых, если динозавры не конкурировали с млекопитающими, почему последним надо было ждать, пока гиганты вымрут?
|