Американские броневики научат летать
Летающий броневик - это уже не фантастика. Американская оборонка вплотную занялась созданием универсального транспортного средства, которое сможет и на земле воевать, а если надо, то и взмывать в воздух.
Новые военные технологии пытался разведать корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.
Летающим сделают самый известный американский броневик - "Хамви", военную версию внедорожника "Хаммера". По замыслу ученых, управлять машиной в небе должно быть так же просто, как и на земле. "Трансформер", такое предварительное название дали чудо-машине, должен ездить и летать на одном топливе. Предусмотрен вертикальный взлет. Поэтому машина похожа скорее на вертолет. Дальность полета должна составлять не менее 250 миль, при этом предусмотрен автопилот и даже дистанционное управление.
Предполагается, что "Трансформер" сохранит жизни военных на минных полях, так как машина будет пролетать над опасными участками. Ученые также полагают, что в полете машина будет меньше подтверждена огню противника из стрелкового оружия. Надо сказать, что американцы в своем стремлении создать летающий автомобиль далеко не оригинальны. Десятки частных компаний занимаются чем-то подобным. Отметился на этой ниве и Совестский союз, вспоминает главный редактор журнала Russia & CIS Observer: Максим Пядушкин.
Пядушкин: Такой проект был у КБ Миля - летающий БМП, т.е. тяжело бронированный и сильно вооруженный вертолет, который мог высаживать отделение солдат, как из БМП. Разработки шли в 80-е годы, но по причинам развала СССР финансирование было закрыто.
Даже если летающий бронетранспортер и будет разработан, не факт, что он окажется эффективным в эксплуатации и тем более в бою, сомневается Максим Пядушкин.
Пядушкин: Это беда всех гибридов. Вы пытаетесь совместить два устройства в одном, но теряете преимущества этих устройств каждого по отдельности. Гибрид между вертолетом и машиной будет хуже ездить, чем автомобиль, и хуже летать, чем вертолет. Но зато у вас будет некая универсальность.
Главный недостаток авиации в том, что ее эксплуатация слишком дорога. Перевезти сотни тысяч солдат на вертолетах, это огромные даже для американцев деньги. Наземный транспорт в этом смысле гораздо дешевле, хотя более медленный и более уязвимый для мин. Поэтому летающий броневик может стать эффективным только при условии его относительной дешевизны, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Пухов: Смысл от этих машин будет в том случае, если их удастся производить массово. Не для каких-то элитных групп, чтобы можно было перебрасывать большие группы войск. Если же эта машина будет дорогой, то в чем ее польза по сравнению с вертолетами?
Есть ли перспективы у "Трансформера", станет ясно уже через несколько лет. Работающий прототип летающего бронетранспортера должен быть готов к 2015-му году.
|