Полярники выяснят причины аномалий в Арктике
Атомный ледокол "Россия" с полярниками, оборудованием и солидным запасом продуктов в субботу вышел из порта Мурманска и взял курс на Арктику. Он пройдёт почти весь Северный морской путь в поисках льдины, подходящей для дрейфующей станции.
Ну, а сколько времени займёт сама экспедиция, учёные не загадывают: говорят, в пределах года.
На открытой палубе атомного ледокола "Россия" сотни бочек с горючим, на вертолетной площадке уместились контейнеры с научным оборудованием и тяжелая техника. Сборно-щитовые домики для полярников уже собраны и утеплены. В трюмы атомохода загрузили запас провизии для многомесячного дрейфа.
"У нас сейчас арбузы, дыни, виноград получили, бананы", - сообщил шеф-повар атомного ледокола ``Россия`` Андрей Еремин.
Покинув Баренцево море, ледокол пройдет через Карские ворота, затем проливом Вельтицкого, обогнет с севера Новосибирские острова и на восьмые сутки плавания по плану окажется западнее острова Врангеля.
Нынешняя высадка на льдину впервые пройдет поздней осенью. В Арктике уже минусовые температуры, начинается полярная ночь. В таких тяжелых условиях необходимо будет отыскать подходящую ледовую площадку для дрейфующей станции "Северный полюс-38".
"Для высадки станции необходима льдина минимум толщиной 3,5 метра. По спутнику находят льдину, мы подходим, вертолет взлетает, начинает бурить, а она оказывается 2,5 метра, и ее закрывают, и мы идем искать следующую", - рассказал о том, как непросто найти подходящую льдину, капитан атомного ледокола ``Россия`` Олег Щапин.
Последние годы в Арктике идет активное таяние ледового покрова - 2010 год выдался самым теплым за все время наблюдений. Научные эксперименты по всему маршруту дрейфа льдины должны ответить на вопрос, с чем связаны эти аномальные климатические изменения. Полярники проведут серию научных экспериментов, возьмут пробы воды и воздуха в разных точках ледовитого океана.
"Продолжается работы по тестированию системы ГЛОНАС в высокоширотных система позиционирования Арктики, - сказал заместитель руководителя научной экспедиции ``Арктика-2010" Владимир Соколов.
Сколько продлиться дрейф станции, не известно. В истории были случаи, когда льдины с полярниками огибали Северный полюс несколько раз. Все зависит от ветра и течений. Первую отечественную дрейфующую научную экспедицию открыли еще в 1937 году. До сих пор Россия является единственной страной в мире, которая регулярно проводит такие научные изыскания в арктических широтах. И сейчас, не смотря на дефицит бюджета, у государства нашлись деньги для продолжения этих важных не только для России, для всего научного мира исследований.
|