Хранитель древнерусской живописи в Псковском музее Ольга Васильева приехала в Санкт-Петербург, чтобы проверить шедевры из вверенного ей фонда.
Оказывается, в процессе реставрации размер доски, на которой написан образ, часто меняется.
Иконы привозят в Санкт-Петербургскую академию художеств зачастую в аварийном состоянии. Первым делом нужно провести консервацию. Даже этот начальный этап - очень ответственный.
Среди псковских вещей, которые приводят в порядок студенты-реставраторы, много шедевров. Неатрибутированный пока "Апостол из храма Успения с Пароменья" - это XV век. Икона "Вход в Иерусалим" написана в XVI веке. Она происходит из церкви Николы со Усохи - второго по значению храма Пскова.
Эти вещи уже расчищены от поздних записей, раскрыты, как говорят профессионалы. Сейчас студенты пятого курса реставрируют икону "Житие Святой Екатерины".
На этапе раскрытия происходят интереснейшие вещи: проявляются надписи на свитках, неожиданные или, наоборот, ожидаемые детали.
В будущем году исполняется 40 лет со дня основания в Петербургской академии художеств (тогда это был институт Репина) отделения реставрации. И сразу же из Пскова сюда стали прибывать иконы.
Сотрудничество оказалось очень плодотворным. Студентам не надо платить, а делают они все, в том числе и неэффектную работу по консервации и укреплению икон.
Ольга Васильева, хранитель фонда живописи и графики, говорит, что такие работы - это находка. У вуза есть лицензия на реставрацию подлинников, а студенты работают под руководством опытных мастеров. В процессе обучения сложность работ возрастает, но всегда это - музейные вещи.
Проректор по научной работе Петербургской академии художеств Юрий Бобров считает, что только так можно готовить профессионалов - научиться сложнейшему ремеслу на своих собственных этюдах нельзя, а реставраторов по стране - всего 2-3 тысячи.
За 40 лет студенты отреставрировали 130 икон из Псковского музея. В последнее время в Петербург стали привозить и образцы древнерусской живописи из Вологды. Там, как и во многих провинциальных музеях, нет должных условий для хранения таких экспонатов, а в музейном штате всего 2 реставратора.