Впечатления от игры Castlevania: Lords of Shadow
На протяжении всей своей долгой и продуктивной истории сериал Castlevania никак не мог сладить с трехмерностью. Качество тех немногочисленных эпизодов сериала, что происходили в трех измерениях, варьировалось от "ужасно" до "едва терпимо".
Двухмерные игры - пожалуйста, в любых количествах, только не 3D. Однако на 25-м году существования сериала решение все-таки нашлось. Как оказалось, чтобы сделать хорошую трехмерную Castlevania, нужно намеренно не делать Castlevania.
Рассказывая о новой игре сериала - Lords of Shadow, можно провести множество параллелей. В частности, очевидно, что разработчики равнялись на популярнейшие проекты, вроде God of War или Uncharted. А вот влияние игр, с которыми Lords of Shadow делит название, почти незаметно.
Показательно, что над новой Castlevania трудились совсем "посторонние" люди из испанской студии MercurySteam - при том, что все предыдущие части сериала делали японские разработчики из компании Konami. На поздних этапах разработки руководство Konami подключило тяжелую артиллерию - создателя Metal Gear Solid Хидео Кодзиму. Впрочем, участие мэтра в создании игры можно считать не более чем рекламным трюком. Кодзима помог испанцам консультациями, и только.
Бельмонт, да не тот
Вообще, нежные чувства к Castlevania и более-менее доскональное знание сериала при прохождении Lords of Shadow только мешает. Фанат японской саги о борьбе с нечистью будет инстинктивно пытаться найти знакомые элементы или хотя бы отсылки к другим играм, а их нет. Сходства имеются только очень общие. Например, что одинокий герой уничтожает полчища демонов. Но, согласитесь, этот мотив так популярен в индустрии развлечений, что выдавать его за фирменную "фишку" Castlevania при всем желании не получится.
Чуть ли не единственная деталь, связывающая Lords of Shadow с предыдущими частями сериала - это фамилия главного героя Габриэля - Бельмонт. С таким же успехом, правда, его можно было назвать Габриэлем Смитом или Габриэлем Ивановым. Про династию борцов с вампирами, о которой, собственно, и шла речь во всех играх Catlevania с 1986 года, в новом проекте вообще ни слова не говорится. Осведомленность Габриэля в вопросах истребления демонов объясняется тем, что он служит в Братстве Света, ордене охотников на нечисть.
Как и полагается современному герою, Габриэль суров и немногословен. Заполнять словесный вакуум приходится соратнику Габриэля по ордену, Зобеку, который тайно следует за ним даже в самые труднодоступные места. Перед началом каждого уровня Зобек вдохновенно рассказывает, как же велик Габриэль и какая же тяжкая на него возложена ноша.
Воля вольная
Большинство частей Castlevania происходят в закрытом пространстве, более того, формально, в одном и том же замке. Будто бы намеренно бросая вызов канонам сериала, Lords of Shadow изобилует открытыми площадками вроде лесов и гор. Конечно, и там не особенно разгуляешься, есть только одна-две прямые тропинки, но все-таки контраст бросается в глаза.
Во второй половине игры приходится вдоволь побегать и по кишащему вампирами замку. Есть даже уровень в часовой башне, где нужно прыгать по гигантским шестерням. Любопытно было бы узнать, намеренно ли разработчики включили в игру локацию, без которой не обходится ни одна Castlevania, или это у них получилось случайно. Учитывая общий нигилистический настрой Lords of Shadow, второй вариант тоже вполне вероятен.
Швейцарский армейский крест
Приключенческий экшн Uncharted в начале текста был упомянут не случайно. В Lords of Shadow приходится много карабкаться по отвесным скалам и выступающим частям заселенных демонами развалин. Незаменимым подспорьем в этом деле выступает крест Габриэля, который при необходимости исполняет функции гарпуна. Свалиться в какую-нибудь пропасть - проще простого, но, к счастью, игра сразу возвращается к месту, где была совершена фатальная ошибка.
Lords of Shadow не стесняется заставлять игрока решать головоломки. Все они в общем-то простые, но если игроку думать совсем лень, можно посмотреть довольно прямолинейную подсказку.
Несмотря на обилие в игре скалолазания и головоломок, и то, и другое служит не более чем разрядкой для основного компонента игры - жестоких, напряженных боев. Концепцию сражений проще всего будет описать так: перед нами God of War на стероидах, только вместо древнегреческих чудищ сражаться приходится с вампирами. Есть направленный удар, есть удар широкого радиуса. Чередование их в вольной последовательности приводит к зрелищным комбинациям. Оружием Габриэлю служит все тот же крест, который кромсает демонов ничуть не хуже клинков спартанца Кратоса.
Кроме того, герой владеет арсеналом вспомогательного оружия, такого как метательные кинжалы и пузырьки со святой водой, и двумя типами магии. Светлая магия восполняет здоровье, а темная усиливает атаки. Также по ходу игры становятся доступны заклинания, свои для каждого из двух этих типов магии.
Собственно, бои в игре на удивление сложны. По крайней мере, после третьей части God of War или, например, Dante`s Inferno, где враги не имеют против главных героев ни малейшего шанса, а нажатие кнопок в определенные моменты стало чистой формальностью, возможность проиграть в схватке вызывает искреннее изумление.
Одновременно и парадоксально, и показательно, что первая успешная трехмерная Castlevania имеет с прославленным сериалом мало общего. Нельзя не признать, что студия MercurySteam создала отличную, во всех отношениях проработанную игру. Единственное, чего от нее еще хотелось бы - чтобы она хоть как-то оправдывала свое название.
|