Сенаторы отказались "сдать" Бастрыкину неприкосновенность
В Совете Федерации встретили в штыки инициативу главы СКП Александра Бастрыкина отменить неприкосновенность членов парламента.
Но начали готовить поправки, регламентирующие порядок снятия неприкосновенности с депутатов и привлечения их к уголовной и административной ответственности. Тем временем, не только в СКП, но и от руководства МВД стали звучать пожелания изменить статус депутатов и судей. Отмена неприкосновенности была бы "справедливой" мерой и позволила бы правоохранительным органам "оздоровить обстановку", считают в силовых структурах. На что депутаты замечают, что они - власть, а "власти нужна защита от собственных инструментов", например, СКП.
На днях в интервью "Российской газете" глава СКП РФ Александр Бастрыкин заявил, что "пора внести изменения в главу 52 Уголовно-процессуального кодекса, упрощающие "порядок привлечения к ответственности лиц с особым правовым статусом". А процедура согласования при привлечении к уголовной ответственности "тех или иных лиц, допустим, депутатов", необходима лишь в том случае, "если преступления совершены ими в связи с исполнением служебных обязанностей".
Выступление Бастрыкина вызвало бурную реакцию в обеих палатах российского парламента. Председатель комитета Совета федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков сказал, что "парламентарии - политики, и им нужны гарантии защиты". "Если же делать из них простой цех для голосования, то можно согласиться с Александром Бастрыкиным", - цитирует сенатора газета "Коммерсант". Сенатор считает, что, "парламент - власть, а следственный комитет - лишь инструмент власти", и "если инструмент власти будет над самой властью, то будут проблемы".
В итоге Совфед ответил Бастрыкину резолюцией, в которой говорится: "депутатская неприкосновенность - один из основных элементов конституционно-правового статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности".
Правда, сенаторы готовы несколько изменить законодательство и разрешить обращаться в парламент за снятием неприкосновенности не только генпрокурору страны, но и главе СКП. Кроме того, в Уголовно-процессуальный кодекс могут быть внесены поправки, предусматривающие "правовую норму дачи согласия на открытие уголовного дела", ответственность парламентариев за преступления, не связанные с должностными обязанностями, а также перечень оснований для отказа парламента в снятии неприкосновенности.
Об отмене неприкосновенности не только депутатов, но и представителей прочих ветвей власти говорят в последнее время не только в СКП, но и в других силовых ведомствах. Недавно экс-глава ГУВД Санкт-Петербурга Аркадий Крамарев заявил, что такой шаг мог бы активизировать борьбу с коррупцией. По его утверждению, говорится в исследовании, отмена неприкосновенности была бы "справедливой" мерой и позволила бы правоохранительным органам "оздоровить обстановку". Ряд представителей МВД одновременно высказывались за расширение возможностей в отношении привлечения к ответственности судей и организации в их отношении оперативной работы. Кроме того, эксперты отмечают общественный интерес к теме "привилегий чиновников" (в том числе, борьбе с мигалками). Обсуждение вопроса об отмене неприкосновенности могло бы стать весьма резонансным ходом, направленным на снижение социального недовольства, считают социологи фона "Петербургская политика", исследовавших общественное мнение о неприкосновенности.
Отметим, что за последние 15 лет депутатской неприкосновенности были лишены лишь четверо депутатов нижней палаты российского парламента. Счет открыл в 1995 году Сергей Мавроди, а последним депутатом, лишенным покровительства коллег, стал на днях член фракции ЛДПР Ашот Елизарян по делу об особо крупном мошенничестве.
|