Кондолиза Райс об СНВ-3: ратифицировать, но с оговорками
В 2002 году США и Россия впервые договорились о сокращении наступательных ядерных вооружений в ситуации, когда договор об ограничении ПРО отсутствовал, пишет в статье, опубликованной в The Wall Street Journal, экс-госсекретарь США Кондолиза Райс.
Это была важная веха - главной угрозой стало уже не противостояние Организации Варшавского договора и НАТО, а появление ядерного оружия у "самых опасных режимов мира" (по выражению автора) или террористов. "А поскольку те же самые государства-изгои стремились к созданию баллистических ракет, то оборонительные вооружения, наряду с наступательными, стали необходимым элементом безопасности США и наших союзников", - пишет Райс.
Именно в этом контексте Кондолиза Райс рекомендует анализировать СНВ-3. Плюсы договора: сокращение вооружений по условиям соглашения невелико, возрождаются американские инспекции российских ядерных сил. Но некоторые претензии к СНВ-3 справедливы, признает Райс.
Первое: сокращение сил означает, что модернизация ядерной инфраструктуры США становится еще более животрепещущей. "Второе: Сенат должен четко заявить, что США, ратифицируя этот договор, не возрождают увязку наступательных сил с ПРО, существовавшую в годы холодной войны", - пишет автор, упоминая о спорной формулировке в преамбуле СНВ-3. "Я лично наблюдала склонность Москвы интерпретировать каждую фразу как непреложное обязательство", - продолжает Райс, предупреждая российскую сторону, что США задействуют для совершенствования ПРО весь свой научно-технический потенциал. По мнению автора, Россию должно успокоить то, что ее ядерный арсенал "слишком большой и изощренный, чтобы американская ПРО его ослабила".
"Ратификацию договора не следует пропагандировать и как плату за сотрудничество Москвы по другим вопросам", - считает Райс. На ее взгляд, опасность ядерного терроризма - уже достаточный резон для договоренностей о тактическом ядерном оружии.
Безопасность США и союзников должна опираться на современный, но уменьшенный ядерный арсенал и все более совершенные средства обороны, считает Райс. "Если будут взяты правильные обязательства и даны правильные разъяснения, ратификация СНВ-3 послужит этой цели", - резюмирует она, призывая обе партии поддержать договор.
|