Астрономы поймали сигнал с Венеры
Первый в истории японский исследовательский аппарат Akatsuki передал на Землю сигнал с орбиты Голубой планеты.
Специалисты JAXA (Японское аэрокосмическое агентство) сообщили, что в 02:49 мск зонд приблизился к Венере на расстояние около 550 км и перешел в режим торможения.
Почти сразу после включения тормозных двигателей связь с Akatsuki неожиданно прервалась, но уже через час сигналы вновь стали поступать в командный пункт. В настоящее время специалисты JAXA не могут быть уверены, что автоматический зонд сумел выйти на запланированную орбиту. Подтверждение успешного вывода на рабочую траекторию должно поступить через несколько часов. Дело в том, что для успешного вывода исследовательского аппарата на венерианскую орбиту было необходимо соблюсти одно условие - продолжительность торможения должна была составить 12 минут. Сработали ли автоматические системы, специалисты не знают, так как Akatsuki отключал связь.
В том случае, если по каким-либо причинам произошел сбой и режим торможения был короче 12 минут, зонд не сможет выйти на орбиту Венеры и пройдет мимо, пишет РИА "Новости". Если же время тормозящие двигатели проработали дольше 12 минут, то Голубая планета притянет к себе Akatsuki и модуль просто разобьется. Когда JAXA получит подтверждение выхода модуля на орбиту, начнутся плановые корректировки полета, и уже на следующей неделю осуществится вывод на заданную высоту.
Автоматический аппарат Akatsuki отправился в космос в мае 2010 года. К настоящему времени он отдалился от Земли почти на 63 млн километров. Планируется, что он будет изучать венерианскую атмосферу до 2012 г. в паре с зондом Icaros. Зонд должен анализировать и передавать данные о климате второй от Солнца планеты, изучать свойства ее поверхности и сернокислых облаков.
Одна из самых интригующих задач орбитального аппарата заключается в исследовании уникального атмосферного явления - суперротации. Это стремительные вращения слоев газа на высоте примерно 60 - 65 км от поверхности Венеры. Сама планета, кстати, вращается медленнее.
На борту зонда Akatsuki установлены устройства для фиксации электрических разрядов высокой мощности (программа исследования венерианских гроз), несколько инфракрасных камер различных диапазонов и ультрафиолетовый анализатор. Стоимость разработки космического аппарата превысила $180 миллионов.
|