Министерство культуры приравняет цирк к балету
К мастерам балета приравняют артистов цирка по социальному статусу. Об этом сообщил министр культуры России Александр Авдеев. Для цирковых артистов это означает улучшение условий труда, соцгарантии, страховки и повышение зарплат.
По словам Александра Авдеева, его министерство заканчивает разработку концепции развития циркового дела в России. По мнению министра культуры, сейчас вопрос о реорганизации цирка встал особо остро - "либо будет проведена реорганизация, либо будет уже слишком поздно и ответственность ляжет на плечи нынешнего министерства".
Министр культуры России не уверен, удастся ли создать идеальную концепцию, но она будет постоянно корректироваться, но главное сейчас уйти от советской жёсткой вертикали. Концепция развития циркового дела в России будет рассчитана до 2020 года и, в первую очередь, предусматривает реконструкцию имущественного комплекса.
"Мы не будем перекраивать всю цирковую систему, наша цель - сохранить все лучшее, что есть в ее многолетних традициях. Мы не собираемся никого исключать из Росгосцирка или включать в него. Если частный цирк, то пусть спокойно работает, нельзя стричь всех под одну гребёнку, - добавил Авдеев. - Главное - дать одинаковые права всем циркам, чтобы не было любимчиков, а творческий процесс был бы эффективен".
При этом глава министерства культуры подчеркнул, что государство будет осуществлять поддержку цирков вне зависимости от форм собственности. По данным Минкультуры, до 2015 года на реконструкцию 50 цирковых объектов потребуется около 28 миллиардов рублей.
По словам Авдеева, руководителям государственных цирков, подконтрольных Росгосцирку, будет предоставлена экономическая свобода. "Если раньше цирки отдавали заработанные деньги Росгосцирку и были вынуждены опять просить средства на ремонт и так далее, теперь этого не будет", - заверил директоров цирков Александр Авдеев.
Гендиректор Росгосцирка Александр Калмыков отметил, что впервые за 20 лет государство повернулось к циркам лицом. По мнению специалистов, главные проблемы отечественного цирка - почти 80-процентный износ имущественного комплекса и отсутствие новых направлений циркового искусства, программ, соответствующих запросам современных зрителей, вымывание популярных жанров, например, клоунады. В Минкультуры отмечают, что новые постановки должны быть на стыке смежных видов искусств - театра, кино, эстрады.
В планах правительства России до 2012 года - учреждение правительственной премии "За вклад в развитие циркового искусства", принятие правительством постановления "О государственной поддержке циркового искусства в РФ", создание экспертного совета по цирковому искусству при Минкультуры, утверждение национальных стандартов цирковых номеров и программ. Кроме того, создание электронного каталога частных и любительских цирковых коллективов.
Первые цирки, кстати, в России появились в начале XIX века. Они были преимущественно передвижными или размешались во временных деревянных постройках. Первый постоянный цирк появился только в 1877 году. Его построили в Санкт-Петербурге по проекту итальянского наездника Гаэтано Чинизелли - известного в те времена циркового артиста. Здание было уникальным для своего времени - впервые появился купол, значительно расширивший возможности циркачей. Его признали одним из самых красивых в Европе. Сейчас в здании Чинизелли находится Большой Санкт-Петербургский цирк.
В 2010 году 130-летие со дня рождения отметил Московский цирк на Цветном бульваре, который теперь носит имя Юрия Никулина. Основатель цирка на Цветном Альберт Саламонский старался привлечь в цирк и простой народ, сделав дешевыми билеты на галерку, а также сделал зрелище доступным для детей. Каждое воскресенье в цирке устраивали утренние детские спектакли, а на рождество в Цирке на Цветном проводились ёлки с хороводами, танцами и подарками, похожие на современные новогодние представления для детей. Репертуар цирка изменили специально под детей, появилось много новых спектаклей. Постепенно нововведение Саламонского переняли и другие российские цирки.
|