США начали переговоры с талибами
О переговорах с талибами в Белом Доме заговорили ещё в марте 2010 года. Предложение, которое ещё двумя годам ранее вряд ли даже рассматривалось, внёс сам президент Обама.
После нескольких войсковых операций 2009 - 2010 годов стало ясно то, что обычные военные действия не приносят желаемого результата.
После атак афганской армии и сил коалиции талибы рассеиваются, смешиваются с условно мирным населением и вроде бы внешне успешные операции (территория захвачена и зачищена) превращаются в стратегическое поражение.
На самом деле первые попытки договориться с талибами осуществлялись ещё в 2008 году. При посредничестве Саудовской Аравии встреча прошла на территории Мекки. Талибы не шли на уступки, понимая что время работает на них.
В 2010 году Соединённым Штатам уже нужно было спасать лицо, но предварительные контакты через афганцев показали, что помогать в этом талибы американцам не намерены. Наступил 2011 год, и теперь уже никто не вспоминает о том, что мол "с террористами невозможны никакие переговоры". Американское издание the new yorker совершает экскурс в историю контактов с талибами и сообщает о начале прямых переговоров американской администрации с представителями движения Талибан.
Это настолько же рискованно как и военные операции. Талибан - это не сплочённая единая масса исламистов, а скорее разные группировки, подчинённые определённому лидеру. Поэтому задача американцев - договориться с умеренными талибами и отколоть их от общего движения. Также отмечается, что в афганских провинциях многие молодые полевые командиры не будут обращать внимания ни на какие переговоры и продолжат жёсткое сопротивление. "Это вам не Ялта" - пишет Нью Йоркер. Решение начать прямые консультации было принято после более менее успешных спецопераций в провинциях Гильменд и Кандагар. По мнению военного руководства США вести переговоры с талибами можно только когда они несут серьёзные потери.
Кроме того стало известно, что лидеры талибов конечно желают, чтобы американцы ушли из Афганистана, но в то же время предпочитают разговаривать о будущем своей страны напрямую с представителями США. Нынешнего президента страны Хамида Карзая они считают слабой марионеткой и поэтому хотят вести переговоры с той стороной, которая реально принимает решения, а не с той, которая изображает власть.
На мнение талибов во время переговоров будет влиять позиция стран граничащих с Афганистаном и имеющих свой интерес. Прежде всего это Пакистан в котором базируется изрядная часть талибов. Уже только потому, что на переговоры постараются повлиять все заинтересованные соседи, они ожидаются очень нелёгкими. Впрочем в Белом Доме считают, что если переговоры будут способствовать хотя бы снижению насилия и общего числа терактов, в которых чаще гибнут афганцы чем солдаты коалиции, их уже можно будет считать хотя бы частично успешными.
|