Новые "Мертвые души" ставили с натуры
В Мариинском театре идут последние приготовления к сегодняшней премьере "Мертвых душ". Оперу Родиона Щедрина уже ставили на этой сцене тридцать лет назад. Только теперь она кажется абсолютно новаторской.
Оно и понятно - за постановку взялся самый молодой и скандально-известный театральный режиссер Василий Бархатов.
Родион Щедрин нервничает. В Мариинку возвращаются совершенно неузнаваемые "Мертвые души" - так непохожие на тех, что тридцать лет назад гремели на всю страну. Правда, от того спектакля даже видео не найти.
"Поменялась эстетика, жизнь в корне поменялась. Все мы поменялись. Только Россия поменялась не слишком. Тема книги Гоголя актуальна, а может и острее стала еще", - говорит народный артист СССР Родион Щедрин.
"Очарованный странник", "Конек Горбунок", "Кармен-сюита", "Анна Каренина" - музыкой Щедрина худрук Мариинки Валерий Гергиев очень методично, год за годом заполняет репертуар театра. Говорит, работа с таким композитором держит уровень. Теперь очередь "Мертвых душ", им Щедрин отдал десять лет своей жизни.
"Вот так незаметно он стал нашим классиком. Кому-то это может, не нравится, но это наш выбор", - говорит Валерий Гергиев.
За постановку гоголевского шедевра взялся самый молодой театральный режиссер Василий Бархатов. Теперь персонажей не узнать: Чичиков - первый русский олигарх. Свой бизнес имеют и помещики: Манилов, например, обзавелся пасекой, разводит пчел, мертвых душ продает Чичикову, не снимая защитной сетки.
А у Коробочки швейная мастерская с гастарбайтерами, обшивает всю округу. Местная бизнес-вумен, своего не упустит...
"Гоголь ее характеризует как тупоголовая Коробочка, но здесь она ведет бизнес", - рассказывает исполнительница роли, солистка Мариинского театра Лариса Дядькова.
У Сергея Романова тоже задача не из легких - дожить до премьеры. Он один из трех Чичиковых без травмы. Порванный мениск не в счет. Его коллеги с переломом ноги и руки вышли из игры:
- Современная опера, ее написали когда меня не было, в этой музыке есть всё: и персонажи, и трагедия этого времени - всё.
Оказалось, в русской провинции все тоже бездорожье - ничего не изменилось со времен Чичикова. Есть и доказательство - кадры съемочной группы, которую режиссер Бархатов отправил по следу Чичикова. На поезде они проехались от Москвы до Херсона.
"Спектакль - вне времени: стоит 100 километров от Петербурга отъехать и на поезде, телеге, машине и не поймешь, в каком веке: то ли мужчины, то ли женщины на улице...", - говорит режиссер.
Опера Щедрина - это не пересказ романа Гоголя, а вариация на тему... И перед просмотром лучше всё-таки вспомнить первоисточник.
|