На днях были произнесены сразу три откровенные речи, касающиеся уголовного дела высокопоставленных новосибирских чиновников, отца и сына Солодкиных.
Один бывший член ОПГ выступил с обличением чиновников.
А другой член банды, а также еще один человек - находящийся в розыске родственник Солодкиных, напротив, попытались защитить арестованных.
Однако все три речи фактически посвящены одному и тому же - сращению криминала с властью на более высоком уровне, нежели в пресловутой станице Кущевская.
Семья Солодкиных до недавних пор являлась образцом успеха и благополучия. Александр Солодкин-старший, родившийся в 1943 году, еще при СССР стал известным спортивным деятелем Новосибирской области. Он создал мужскую баскетбольную команду "Локомотив", имел статус всесоюзного баскетбольного судьи, занимался тренерской работой. После развала СССР карьера Солодкина пошла в гору, к 2003 году он стал главой управления физической культуры и спорта администрации области. В 2008 году спортивный деятель перешагнул возрастной ценз в 65 лет и вынужден был оставить пост главы управления. Однако он стал советником по спорту при губернаторе Викторе Толоконском (с которым, по данным СМИ, дружил не то с 1990-х, не то даже с 1970-х годов). Солодкин признавался, что переход на пост советника мало повредил ему. "Я сейчас разве что документы не подписываю, а многое решается в моем кабинете", - говорил чиновник.
У Солодкина и его жены Людмилы есть трое детей. Дочь Евгения родилась в 1969 году, сын Александр Солодкин-младший - в 1976 году, а сын Юрий - в 1982 году. Повзрослев, Евгения стала заместителем главы Октябрьского района Новосибирска, Юрий занялся бизнесом (в основном строительным). Александр сначала тоже занимался бизнесом (в основном в области спорта), а потом ушел в политику. В 2005 году он стал депутатом городского совета Новосибирска от "Единой России". В 2007-2008 годах ходили слухи, что Солодкин будет мэром Новосибирска (причиной слухов послужил тот факт, что с молодым депутатом зачем-то лично встретился помощник президента РФ Владислав Сурков). Однако в 2009 году Солодкина назначили лишь на пост вице-мэра.
И практически сразу, осенью 2009 года, новый вице-мэр стал фигурантом уголовного дела, возбужденного в отношении его знакомого бизнесмена Александра Трунова. Бизнесмена сочли главарем группировки киллеров, которая действовала в Новосибирске с 1990-х по 2004 год. Вскоре под подозрение попал и Александр Солодкин-старший. Сначала советника губернатора и вице-мэра подозревали лишь в разовом взаимодействии с бандой Трунова. Предполагалось, что Солодкин-младший попросил членов ОПГ поджечь машину лидера армянской диаспоры Новосибирска, бизнесмена Фрунзика Хачатряна. А Солодкин-старший якобы впоследствии приказал бандитам убить Хачатряна.
Со временем обвинения ужесточились - Солодкиных обвинили уже в причастности к преступной группировке. В феврале 2010 года они были взяты под арест. А в марте 2010 года в розыск был объявлен Юрий Солодкин. Правда, его стали разыскивать в рамках другого уголовного дела, касающегося мошенничества с акциями ООО "Центр-Сиситем". Фактически инициатором расследования стал бывший боксер, выходец из семьи милиционера Хасан Ганеев, который вместе с Солодкиным входил в число основателей этой фирмы. Кстати, Ганеев является фигурантом дела банды Трунова. Следователи считают его членом группировки.
В апреле 2010 года фамилия Солодкиных стала упоминаться в СМИ в связи с давними убийствами двух вице-мэров Новосибирска - Игоря Белякова и Валерия Марьясова. Впрочем, никаких новых обвинений чиновникам в итоге не предъявили. Зато в отношении Александра Солодкина-младшего возбудили еще два дополнительных дела о мошенничестве. А в сентябре 2010 года дело чиновников отделили от общего дела группировки Трунова. Это было связано с тем, что расследование деятельности банды уже завершено, а расследование деятельности Солодкиных - еще нет.
Семья Солодкиных утверждает, что их преследование вызвано политическими мотивами. Родственники создали в интернете сайт, с помощью которого пытаются проделать крайне сложную операцию - вызвать у общественности сочувствие к разрушенному счастью впавших в немилость чиновников. На сайте размещаются воспоминания матери и сестры о детстве обвиняемых, сочинения их детей и жалобы на несправедливость следствия. Судя по содержанию раздела "Отзывы граждан о Солодкиных" - определенного, пускай и не очень масштабного успеха создатели сайта добились.
Однако постепенно интерес к делу Солодкиных стал затухать. В предпоследний раз СМИ много писали об этом деле, когда осенью 2010 года новый губернатор Новосибирской области Василий Юрченко уволил Солодкина-старшего с поста советника (отставка была произведена без особого шума, по истечении срока действия трудового договора). Затем в декабре в отношении Солодкина-старшего возбудили дело о мошенничестве, что в предновогодней суете уже не вызвало особого резонанса. С начала 2011 года о преследовании новосибирских чиновников почти не вспоминали. Но вот в марте за несколько дней появилось сразу три громких новости о Солодкиных.
По всей видимости, первым из трех событий стало размещение в интернете видеообращения некоего Анатолия Радченко - объявленного в международный розыск члена банды Трунова. Интересно, что обращение размещено на сайте основателя этого жанра - бывшего милиционера Алексея Дымовского. С датой размещения ролика не все ясно - сейчас эта страница на сайте Дымовского датируется 22 марта, однако на сайте семьи Солодкиных ссылка на нее была дана еще 15 марта. Ссылки на страницу можно найти также в сообщении издания "Сибкрай" от 18 марта и в статье "Комсомольской правды" от 17 марта.
Неясны и обстоятельства публикации. Аналитики предполагали, что к заявлению Радченко имеет отношение адвокат Николай Украинцев, который раньше защищал Дымовского, а теперь представляет интересы Солодкина-младшего. Однако адвокат эту версию категорически опровергает - он говорит, что не только не публиковал обращение, но даже не слушал его до конца (что неудивительно, если учесть, что продолжительность ролика - около часа). Дымовский же на вопрос журналистов об обращении Радченко ответил странной тирадой: "Я не знаю никакого Солодкина и Радченко, но если они виновны, то надо их всех нанизать на сосну. Я - за смертную казнь, порядок навести можно в стране".
Однако обратимся к содержанию обращения. Голова человека, который называет себя Радченко, замотана какой-то одеждой. Он в течение часа подробно рассказывает о том, что "в Новосибирске тесно переплетены интересы крупного бизнеса, криминала и правоохранительных органов". В качестве примера наиболее криминализированной точки автор обращения приводит рынок на Гусинобродском шоссе (так называемая "барахолка"). Радченко (если это он) называет имена сотрудников МВД, якобы контролирующих этот рынок. Наконец, автор обращения обеляет Солодкиных, представляя их жертвами заговора милиционеров и криминальных авторитетов. Автор утверждает, что чиновники не состояли в ОПГ, хотя и были знакомы с ним лично. В обращении забавно объясняется происхождение приобщенной к уголовному делу видеозаписи, на которой Радченко запечатлен на свадьбе вместе с Солодкиными. "Солодкин-старший считается лучшим тамадой Новосибирской области, вот и пригласил его на свадьбу. А его сын, как мой приятель, принял от меня приглашение, чтобы разделить радость этого нерядового события", - заявил автор.
Уже через пару дней был нанесен "ответный удар". На пресс-конференцию, устроенную защитниками Солодкиных, неожиданно явился Хасан Ганеев. Он заявил, что хочет выступить, но организаторы конференции отказали ему. Тогда Ганеев вышел в холл, позвал туда журналистов и по бумажке зачитал пространную речь. Бизнесмен заявил, что действительно до 2007 года состоял в банде Трунова. По словам Ганеева, "активными участниками преступного сообщества являются мои бывшие друзья: Анатолий Радченко, Солодкин Александр Наумович, Солодкин Александр Александрович и другие". Солодкин-старший, как объявил Ганеев, в последнее время стал "крестным отцом" банды. "Трунов всегда отмечал особую роль Солодкиных, так как через Александра Наумовича мы имели прямой выход на губернатора и других высокопоставленных чиновников мэрии Новосибирска и администрации НСО", - сказал бывший член банды. Далее он заявил, что группировка при посредничестве Солодкиных воровала деньги из бюджета.
Стоит отметить, что Солодкины рассказывают о своих отношениях с Ганеевым иначе. Адвокат чиновников Николай Кобелев в 2010 году заявлял: "В начале 2009 года к Александру Солодкину-младшему пришел Хасан Ганеев с предложением лоббировать интересы его группы в мэрии по вопросам аренды муниципального имущества на `барахолке`". По словам Кобелева, Ганеев пригрозил, что в случае отказа у вице-мэра возникнут сложности с законом. Однако Солодкин отказал бизнесмену, и через пару месяцев закрутилась процедура преследования семейства.
Пресловутая "барахолка" была упомянута и в третьем резонансном обращении, опубликованном в эти дни. Находящийся в розыске Юрий Солодкин 22 марта разместил в интернете видео, в котором говорит фактически о том же, о чем ранее рассказывал Радченко. Только голова Солодкина ничем не замотана, и обращение размещено не на сайте Дымовского, а на YouTube. Еще одно важное отличие - брат вице-мэра выражается гораздо более кратко, чем Радченко. Его речь длится всего лишь 12 минут. За это время находящийся в розыске фигурант дела успел сказать, что его семья "уничтожена криминальной милицейской верхушкой Сибирского Федерального округа", причем сделано это было по заказу банды, контролирующей "барахолку".
Тема сращения криминала с силовиками и чиновниками стала очень популярной после убийства сразу 12 человек, в том числе троих детей и подростка, совершенного осенью 2010 года в станице Кущевская Краснодарского края. Выяснилось, что преступление совершила банда, которая с 1990-х годов действовала в станице, наладив связи с местными властями. Однако развернувшаяся на фоне скандала антикриминальная кампания в итоге коснулась лишь Краснодарского края. Самым высокопоставленным чиновником, уволенным из-за кущевской банды, стал глава регионального ГУВД Сергей Кучерук. Да и он пострадал не очень сильно - его тут же приняли на работу в государственный банк. Впоследствии Кучеруку даже вручили медаль "За заслуги в управленческой деятельности". Правда, из-за громкого возмущения общественности медаль была отобрана.
Разоблачение кущевской банды не привело к разгрому связанных с властью группировок по всей России, которого ожидали некоторые аналитики. Определенные неудобства бандиты ощутили лишь в небольших городах, таких как Гусь-Хрустальный Владимирской области. Похоже на то, что Радченко и Солодкины (которым терять уже нечего) пытаются раздуть затухающий пожар, обратив внимание федеральных властей на ситуацию в таком крупном городе, как Новосибирск.
Если им удастся это сделать, то скандал предстоит нешуточный. В колонке аналитика Алексея Мазура можно ознакомиться с версией "дела Солодкиных", согласно которой это дело связано со столь важными политическими решениями, как смена губернаторов. Мазур предполагает, что в конце 2009 года некие силы решили сместить с поста губернатора Виктора Толоконского. Эти силы указывали на то, что в стране проводится курс на обновление, а Толоконский - представитель "ельцинской эпохи". Оппоненты в ответ говорили, что Толоконский имеет высокий рейтинг и хорошо "держит в руках" регион. Якобы для того, чтобы "помочь" разрешению спора, противники губернатора инициировали преследование Солодкиных. Тот факт, что старый друг губернатора объявлен "крестным отцом" мафии, не мог не повредить рейтингу Толоконского. Впрочем, сторонники губернатора стойко выдержали удар. Как предполагает Мазур, они добились, что осенью 2010 года Толоконский был не просто уволен, а отправлен на повышение. Он получил почетную должность полпреда президента в Сибирском федеральном округе.
Еще одна уступка - назначение новым губернатором не "человека со стороны", а бывшего заместителя Толоконского Василия Юрченко. Первоначально Толоконский (которому, по мнению Мазура, дали какие-то обещания), уверенно говорил, что Юрченко продолжит его курс и сохранит его команду. Однако вскоре новый губернатор начал проводить совсем иную политику. В результате, Толоконский стал активно критиковать своего бывшего заместителя. Одновременно он обнаружил, что должность полпреда хотя и является почетной, но не позволяет всерьез влиять на происходящее в регионе.
Если эта версия в какой-то степени верна, то остается признать, что Солодкины оказались разменными монетами в очень серьезной игре. И в таком контексте уже неважно, кто на самом деле связан с криминалитетом - Солодкины, их преследователи, или и те и другие. Потому что в любом случае вывод напрашивается один: возможно, криминал и власть взаимосвязаны гораздо более тонко и тесно, нежели казалось после Кущевской.