Снижения акцизов на бензин в ближайшие годы не будет
Инициатива ФАС ввести "плавающие" акцизы на топливо не нашла поддержки у Минфина. Ведомство Алексея Кудрина опасается, что появятся новые схемы ухода от уплаты налогов.
Тот факт, что вместе с ростом мировых цен на нефть растут и внутренние российские цены на бензин, давно возмущает отечественных автолюбителей. Чуть больше месяца назад, в конце мая, Федеральная антимонопольная служба предложила правительству внести поправки в Налоговый кодекс, которые бы облегчили решение проблемы.
Идея сводилась к тому, чтобы снижать акцизы на нефтепродукты, когда нефть на мировых рынках стоит больше $90 за баррель. Чем дороже нефть - тем больше снижать. Как пояснил "Известиям" источник в ФАС, ставки должны были устанавливаться с 1 числа каждого месяца с учетом средней цены на нефть марки Urals. Таким образом предполагалось справиться с желанием нефтяников отправлять большую часть нефтепродуктов на экспорт в ущерб поставкам на внутренний рынок.
Но предложения ФАС не устроили Министерство финансов. "Невозможно администрировать налог, ставка которого ежемесячно меняется, - пояснила "Известиям" замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Нина Нечипорук. - Это косвенный налог, он не возмещается из прибыли предприятия и не влияет на уровень затрат".
По ее словам, даже если снизить акциз на продукт, который на рынке пользуется спросом, то никакой производитель цену снижать не будет, и своей цели ФАС не достигнет. Кроме того, акциз составляет максимум 15% от розничной цены, поэтому конечная стоимость товара не может быть снижена существенно и ощутимо для покупателей, считает Нечипорук.
Боятся в Минфине и за стабильность поступлений. "Мы сейчас решаем задачу по созданию дорожного фонда, и деньги от акцизов идут именно туда", говорит Нечипорук.
"Инициатива ФАС действительно может внести некоторую неразбериху на рынке нефтепродуктов, - считает аналитик ИК "Финам" Александр Еремин. - У нефтяников при этом будет обоснованный повод завышать стоимость нефтепродуктов, закладывая в цену премию за риск". "Вряд ли эта схема будет работать. Даже сейчас при ослаблении цен на нефть компании не снижают своевременно цены в рознице", - соглашается аналитик ТКБ "Капитал" Евгения Дышлюк.
Еремин видит и еще один недостаток "плавающих" акцизов на нефтепродукты. При их введении будет срабатывать так называемый эффект "ножниц Кудрина". Сейчас он возникает при изменении экспортных пошлин: когда цены на нефть уже упали, ставки еще не успевают снизить, так как они привязаны к цене месячной давности. Так же может получиться и с акцизами.
А вот участники рынка выступают на стороне ФАС. По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, любое снижение акцизов - это благо. Поскольку рост налоговой нагрузки - одна из основных причин подорожания топлива. Только в этом году из-за увеличения акцизов стоимость бензина выросла на 1,5 рубля. И если не предотвратить запланированный рост акцизов на 2012 и 2013 год, то бензин снова подорождает, уверен Аркуша.По словам Нечипорук, дополнительных повышений акцизов на топливо в 2012 и 2013 годах уже не будет. Кроме тех, что уже запланированы бюджетом.
Министерство энергетики, получив предложения ФАС, тоже подготовило формулу расчета ставок акцизов на бензин и дизельное топливо. В этом ведомстве предложили учитывать также курс доллара и размер экспортной пошлины, а также качество нефтепродуктов. Но против самой идеи "плавающих" акцизов в Минэнерго не возражают. Предлагая только снижать их, когда нефть стоит дороже $100 за баррель.
Формула Министерства энергетики тоже не устраивает Минфин. "Недостаток их предложения в том, что они предлагают одновременно повысить акцизы на продукты более низких классов и снизить на самые высокие", - объяснила Нечипорук. Удельный вес низких классов на рынке не превышает 5%. Если повысить ставки только на 2-3 класс, то фактически вырастут акцизы на все марки бензина.
Минфин поддержало и министерство экономического развития. Как рассказали "Известиям" в Минэкономразвития, из-за того, что нефтяные компании чаще всего являются монополистами в регионах, снижение акцизов не поможет снизить цены. В Минфине и Минэкономразвития считают, что главное, что поможет справиться с топливным кризисом - это развитие конкуренции. То есть, надо создавать центры независимой добычи и нефтепереработки, чтобы уменьшить влияние крупных вертикально-интегрированных компаний на рынок.
|