"Земельный расизм" обернулся для Зимбабве убытком в $12 млрд
Земельная реформа, которую в 2000 году начало правительство Зимбабве во главе с президентом Робертом Мугабе, обернулась для страны к 2009 году убытком в 12 миллиардов долларов.
Об этом сообщает BBC со ссылкой на Коммерческий союз фермеров Зимбабве (CFU). Насильственный захват почти всех ферм белых землевладельцев для удовлетворения нужд безземельного чернокожего населения, который и составлял суть реформы Мугабе, вызвал резкий спад производства и обусловил крах аграрной экономики страны. Если до реформы Зимбабве обеспечивала себя продовольствием и экспортировала сельскохозяйственную продукцию в другие страны, то теперь вынуждена полагаться на импорт.
В результате реформы Зимбабве стало беднее, чем после обретения независимости в 1980 году. С 2000 года производство сельхозхозяйственной продукции в стране сократилось на 70 процентов, а 1,4 миллионам жителей страны голодают.
Сейчас 80 процентов земель, переданных коренным зимбабвийцам, заброшены. После реформы выяснилось, что новые владельцы отобранных у белых участков не умеют обрабатывать землю и заниматься сельским хозяйством.
Часть лучших угодий, конфискованных у белых фермеров по решению Мугабе, достались людям, имеющим тесные связи с правительством страны. По данным CFU, Мугабе и члены его семьи лично контролируют 39 ферм.
По оценке некоторых исследователей, земельная реформа стала одной из основных причин голода и гиперинфляции в Зимбабве. В 2002 году ЕС и США, возмущенные насилием в стране, приняли решение о введении экономических санкций против режима Мугабе. Сам зимбабвийский президент и его ближайшее окружение получили статус персон нон грата, а их личные счета в западных банках были арестованы. Из-за санкций экономика Зимбабве обрушилась - годовая инфляция составляла сотни миллионов процентов, и властям пришлось запретить хождение местной валюты.
Более 80 процентов жителей Зимбабве являются безработными. Почти 2 миллиона человек уехали из Зимбабве в соседнюю Южно-Африканскую республику. В настоящее время из-за массового выезда из страны здесь осталось примерно 100 тысяч белых жителей, что составляет менее 1 процента населения страны.
|