Прямохождение могло стать результатом жадности
Сузана Карвалью из Кембриджского университета (Великобритания), Тецуро Мацузава из Университета Киото (Япония) и их коллеги попытались установить происхождение бипедализма, понаблюдав за тем, как шимпанзе борются за пищевые ресурсы.
Оказалось, обезьяны встают на задние конечности, когда нужно захватить как можно больше пищи - руками сделать это намного удобнее. Отсюда вывод: наши предки, возможно, жили в непростых условиях, когда определённые ресурсы было нелегко найти. Эта ситуация сохранялась в течение достаточно длительного времени, чтобы данная адаптация прошла через естественный отбор и закрепилась в виде анатомических особенностей последующих гомининов.
Это лишь одна из целого ряда гипотез. Палеонтологическая летопись не позволяет сделать вывод о том, когда наши предки стали двуногими, поэтому спекуляции продолжают множиться. Пожалуй, наиболее общепринятой можно назвать предположение, что ключевую роль сыграл климат: лесные массивы сменились саванной, и предкам человека пришлось передвигаться на большие расстояния по земле, а не прыгая с дерева на дерево.
Новое исследование копает глубже в поисках конкретных обстоятельств, которые в данном контексте оказали соответствующее эволюционное давление. Не просто бегать - переносить ресурсы!
Специалисты провели два эксперимента. Оба прошли в лесу Боссу (Гвинея). В ходе первого шимпанзе предоставили доступ к орехам масличной пальмы и дерева кула из семейства олаксовых. Первые широко распространены, а вторые - "непредсказуемый ресурс", который то есть, то его нет.
Шимпанзе оказывались в трёх ситуациях: когда были доступны только орехи масличной пальмы, когда было доступно небольшое количество орехов кула и когда орехи кула составляли основную долю ресурсов. Во втором случае обезьяны старались перенести за один раз наибольшее количество орехов. В третьем эксперименте шимпанзе вели себя спокойнее, но игнорировали орехи масличной пальмы как менее ценные.
Нетрудно заметить, что во втором случае конкуренция за ресурсы была особенно ожесточённой, и шимпанзе в четыре раза чаще поднимались на задние конечности.
Второй опыт проводился в рамках 14-летнего наблюдения за тем, как шимпанзе того же леса грабят посевы. В 35% случаев обезьяны вставали на ноги, чтобы побольше унести за раз. И здесь снова сыграл фактор "непредсказуемого ресурса" - шимпанзе не могли знать заранее, что им "приготовили" фермеры.
Вероятно, наши предки вели себя точно так же: в ситуации, когда было неизвестно, будет ли ценный ресурс в этом месте в следующий раз, они становились на задние конечности и хватали как можно больше.
Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.
|