Вокруг первой в Иордании АЭС возник скандал
Крупнейшая оппозиционная партия Иордании недовольна прозрачностью проводимого в стране тендера на строительство первой АЭС.
Председатель центрального антикоррупционного комитета партии "Фронт исламского действия" (IAF) Аззам Хнейди заявил, что на конкурсе по выбору генподоядчика по строительству АЭС в стране наблюдается явный недостаток прозрачности. Он не исключает коррупционных интересов в тендере.
"Имеется явный фаворитизм в пользу французской компании AREVA, которой предоставили очевидные привилегии для победы на конкурсе, в котором участвует еще три компании", - заявил Хнейди.
В тендере принимают участие "Атомстройэкспорт" с проектом АЭС-92 на базе реактора ВВЭР-1000, франко-японский консорциум в составе AREVA и "Mitsubishi Heavy Industries Ltd." (MHI) с реактором ATMEA-1 и канадская "Atomic Energy of Canada Ltd." (AECL) с реакторной установкой EC-6.
Между тем Иорданская ядерная комиссия заявляла, что правительство готовится объявить, что именно AREVA построит первый реактор. Предполагается, что к концу десятилетия будет построен реактор мощностью 1000 мегаватт. В дальнейшем будут возведены еще три реактора. Эта программа предполагает, что Иордания превратиться из импортера электроэнергии в экспортера.
Это уже не первый случай, когда российский подрядчик по строительству АЭС может оказаться жертвой не слишком прозрачных действий иностранных правительств, которые потом возмутили оппозиционные силы в стране.
Болгарская социалистическая партия сейчас настаивает на вынесении вотума недоверия правительству, которое отказалось от строительства АЭС "Белене" в конце марта. "Само по себе решение по АЭС "Белене" - достаточный повод для того, чтобы вынести правительству вотум недоверия. Это решение грозит тяжелыми последствиями для энергетической независимости Болгарии и ее ядерной энергетики", - сказал председатель БСП Сергей Станишев.
В Росатоме позиция правительства Болгарии вызвала недоумение: во-первых, "Росатом" предложил Софии самый современный проект атомной станции. Вторым аргументом "Росатома" является качественная и всеобъемлющая подготовка инфраструктуры для строительства АЭС, третьим - полная оплата всего оборудования для "Белене".
Тем не менее, возможно, решение Болгарии не связано с экономикой проекта. Сразу же после отказа Болгарии от АЭС госсекретарь США Хиллари Клинтон не постеснялась прямо высказать слова поддержки правительству страны. Публично поддержал Софию и посол США в Болгарии Джеймс Уорлик, который взялся объяснить позицию кабинета Борисова, фактически рассказав о том, что принятое решение было совместным.
Оба случая характеризуют резкий рост конкуренции на рынке строительства АЭС, отмечает деловая газета "Взгляд". Российская госкорпорация "Росатом" за последний год значительно увеличила пакет контрактов на сооружение АЭС за рубежом и это подталкивает конкурентов использовать политические ресурс для продавливания своих тендерных заявок.
|