Летучие мыши подслушивают любовные песни мух
Летучая мышь не может найти муху, если та просто сидит на поверхности. Зато способна услышать насекомых, занятых спариванием, - и получить на обед сразу двух мух!
Летучие мыши находят добычу с помощью эхолокации или же просто слушая шум, производимый потенциальной добычей. Эхолокация - более совершенный метод: испуская ультразвуковые импульсы и получая отражённое эхо, мышь может определить траекторию перемещения жертвы. Но в некоторых ситуациях такой способ бессилен.
Зоологи из Орнитологического института Научно-исследовательского общества Макса Планка (Германия) обратили внимание на то, как ночницы Наттерера охотятся на сидящих мух. Ночницы часто наведываются в коровники, где их ждёт богатый стол. Поймать муху в полёте им ничего не стоит, но вот с сидящим насекомым возникают проблемы. Поверхность, занятая мухой (например, потолочная балка), может быть очень неоднородной - с углублениями, щербинками, выпуклостями и т. п. Эти неровности маскируют добычу, делая её незаметной; эхо не позволяет хищнику отличить добычу от особенностей фактуры поверхности.
В этом случае, как пишут зоологи в журнале Current Biology, ночницы используют, если можно так сказать, пассивный слух. Мыши научились различать звуки, которые издаёт спаривающийся мушиный самец. Непосредственно перед копуляцией самец производит крыльями короткие сигналы с частотой 9 и 154 кГц. Они длятся три секунды; человеческое ухо воспринимает их как низкое жужжание. Но летучие мыши способны услышать второй, высокочастотный слой брачного сигнала. Ночница устремляется к источнику и прерывает мушиную любовную идиллию, получая на обед сразу двух мух.
Исследователи подтвердили свои выводы, поставив эксперимент с летучими мышами и динамиком, который жужжал на все лады. Ночницы атаковали источник звука, только если он издавал мушиную брачную песнь. Стоит ещё раз подчеркнуть, что эхолокацией летучие мыши в данном случае не пользуются: мухи сами служат источником звука. Удивительно здесь не только то, что ночницы научились различать характерные звуки мушиной свадьбы, но и то, как они ухитряются запомнить место, откуда доносилось жужжание, и точно прилететь к добыче, даже когда та умолкла. По-видимому, мыши прекрасно ориентируются в пространстве и без эхолота.
Но почему же тогда самцы мух продолжают исполнять свои серенады? Их спаривание не происходит без этого характерного звукового сигнала, и, как полагают исследователи, такое жужжание позволяет самке оценить стати самца, его годность к продолжению рода. Так что самцу приходится рассчитывать исключительно на везение: если он пренебрежёт брачной серенадой, то потеряет вообще всякий шанс передать свои гены в следующее поколение.
|