Китайские машины упадут в цене
По мнению аналитиков PricewaterhouseCoopers, китайские автопроизводители могут пойти в самый доступный ценовой сегмент российского автомобильного рынка
В среду аудиторско-консультационная компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила предварительную оценку российского автомобильного рынка по итогам 2005 г. На ее презентации было отмечено, что "АвтоВАЗ" остается лидером продаж и, несмотря на некоторое удорожание своих моделей (на 11% в этом году), все равно работает в самом массовом сегменте - ниже 10 тыс. долл. Правда, по мнению аналитиков PwC, существует реальная возможность того, что китайские автопроизводители уже в ближайшем будущем начнут поставлять в Россию еще более конкурентоспособные по цене автомобили.
Китай имеет уникальный опыт развития своей автомобильной промышленности. "Китайский автопром поднимал производство под контролем государства. Они настаивали, что если иностранный производитель хотел инвестировать в китайский автопром, он должен был учреждать СП. Это был достаточно хитрый ход, потому что китайцы получили финансовые вложения, ноу-хау, доступ к модельному ряду и т.д. Но они никогда не зависели от международных партнеров, потому что их международные партнеры конкурировали друг с другом в рамках одного предприятия (так, Shanghai Automotive Industry Company (SAIC) одновременно имеет СП с Volkswagen и General Motors, а Dongfeng Motor Corporation - с Peugeot, Nissan, Honda и KIA - RBC daily), - отмечает партнер PwC Стэнли Рут. - Такой подход и послужил базой для бурного развития производственных мощностей в Китае, которые мы видим сейчас".
Автомобильная отрасль Китая сильно фрагментирована: около 120 производителей, большинство из которых производит менее 10 тыс. автомобилей в год, на первую пятерку приходится около 60% выпуска продукции. Прогнозируемый объем автопроизводства в Китае в 2005 г. составляет 5,5 млн автомобилей. Официальные продажи китайских автомобилей начались в России в этом году, но уже сейчас только в московских автосалонах предлагается до 20 моделей внедорожников и малолитражек - в основном марки Great Wall. Три китайских бренда уже собирается в России: Chery (Новосибирск), Zhongxing (Бийск) и Dadi Shuttle (Черкесск). Начинаются продажи автомобилей FAW, а в 2006 г. ожидается приход Jelly. На сегодня далеко не все предложенные российскому рынку модели обладают конкурентоспособной ценой, но в PwC считают, что в будущем упор может быть сделан именно на самые доступные по цене машины.
"Китайские автопроизводители могут прийти на российский рынок, предложив продукцию, которая по цене будет даже ниже автомобилей "АвтоВАЗа". Возможно, Китай в будущем очень сильно повлияет на российский автомобильный рынок, поэтому сегодня много говорится о китайской угрозе. Но насколько велика угроза "китайского нашествия" для российского автопрома? Большие производственные мощности в Китае уже сейчас выше, чем спрос на внутреннем рынке страны - это факт. Поэтому мы считаем, что китайские автопроизводители начнут агрессивно искать новые рынки сбыта и ориентироваться на экспорт. Для них будет сложно вступить в Америку и Европу, но легче - в Россию, рынок которой является более открытым", - отмечает Стэнли Рут. По предварительным оценкам, в этом году в России будет продано 10-12 тыс. китайских автомобилей, и, судя по всему, это только начало.
|