Пчел научили различать стили живописи
Медоносные пчелы способны различать картины разных художественных стилей. Это доказал эксперимент, проведенный австралийскими и бразильскими учеными.
Энтомологи из австралийского Квинслендского университета, а также их бразильские коллеги из Университета Сан-Карлоса поставили перед насекомыми сложную задачу, чтобы оценить уровень их когнитивности. Во время эксперимента исследователи решили выяснить, можно ли научить пчел различать художественные стили. В качестве образцов исследователи взяли импрессионизм Клода Моне и кубизм Пабло Пикассо.
Пчел по одной запускали в специальный ящик. Сначала насекомые попадали в туннель длиной более метра, в конце их ожидали два отверстия, ведущие в отдельные камеры. В одной из них пчел ждал сахарный сироп, другая была пуста. Ширма на входе в камеры не позволяла насекомым заранее увидеть, где находится сладкое.
Но пчелам сделали одну подсказку: над отверстиями ученые поместили небольшие репродукции картин Моне и Пикассо. Периодически ученые меняли изображения, используя несколько картин каждого художника. "Нам удалось добиться, чтобы медоносные пчелы научились одновременно различать пять отдельных творений Моне и Пикассо. При этом способности не зависят от яркости, цвета или пространственной частоты информации", - рассказал один из авторов исследования Джудит Райнхард.
После обучения пчелы узнавали другие картины того же стиля, что доказывает их способности к обобщению. Исследователи считают, что медоносные насекомые сумели различать творения Моне и Пикассо, выделяя и запоминая характерную для каждого стиля визуальную информацию каким-то пока не выясненным способом, передают "Вести.Ru".
"Несмотря на небольшой размер мозга, всего около одного миллиона нейронов, пчелы могут обрабатывать сложную визуальную информацию, сравнимую по многим показателям с возможностями позвоночных", - отметил доктор Райнхард. Мозг человека, по разным источникам, содержит в среднем около 25 миллиардов нейронов.
По словам энтомолога, исследование показало, что способность различать художественные стили не является высшим когнитивным уровнем, доступным человеку. Райнхард отметил, что, вероятно, многие живые существа, стоящие на ступенях развития от насекомых до человека, обладают скрытым потенциалом для освоения, анализа и классификации визуальных характеристик сложных изображений.
|