Выставка в Вене шокировала мужской наготой
Выставка в венском музее Леопольда, посвященная изображению мужского тела, спровоцировала бурные дебаты по вопросу о наготе. На Западе люди давно привыкли к изображениям обнаженного женского тела, но мужская нагота по-прежнему часто шокирует.
Еще до открытия выставки кураторам музея пришлось прикрыть часть афиш, так как они вызывали возмущение у публики, сообщает Русская служба BBC.
При входе на выставку в музее Леопольда вас встречают пять статуй голых мужчин. Самая ранняя относится к древнеегипетскому периоду. Самая современная сделана на основе манекена из витрины магазина.
На выставке представлены практически все возможные стили и школы - от картин Рубенса, Сезанна, Мунка и Шиле до гораздо более модернистских и сексуально откровенных работ американского фотографа Роберта Мэпплторпа. Тут и там натыкаешься на изображения ануса или же возбужденных пенисов.
По словам директора музея Тобиаса Наттера, музей стал первопроходцем. "Выставка, посвященная изображению мужского тела, - вещь необычная. Странно, что выставки, посвященные обнаженным женским телам, бывают часто, но до сих пор не было ни одной о мужской наготе. Это все еще табу", - говорит Наттер.
По его словам, рекламная кампания выставки подчеркнула различный подход к наготе. Люди по-разному реагируют на афиши с голой женщиной и голым мужчиной. Эта дифференциация в культуре общества "продолжается, и это стоит обсудить в рамках этой выставки".
На одной из афиш, рекламирующих выставку, была фотография троих обнаженных футболистов, видимых во всех деталях. Незадолго до открытия выставки в музей Леопольда поступило так много жалоб, что музею пришлось отреагировать на возмущение общества. На некоторых, но не на всех, афишах появилась красная полоса, прикрывающая интимные части тела футболистов.
Искусствовед Эва Кернбауер из Венского университета прикладного искусства говорит, что изображения обнаженных мужчин - вещь совсем не новая, но не стоит забывать, что мужские и женские тела изображаются по-разному.
"Не стоит забывать, что изображения так называемой Venus pudica ("Венеры стыдливой") появлялись уже в древней Греции, и что изображения женского целомудрия и женской наготы очень тесно связаны. Женская нагота не угрожает, она уязвима, так как признает существование чужого взгляда".
С мужской наготой все гораздо сложнее, считает Кернбауер. "Мужская нагота часто ассоциируется с демонстрацией половых органов - пениса, - и это часто делается в рамках классического представления об агрессии и силе".
"Хотя половой орган сам по себе не должен обязательно казаться угрожающим или агрессивным, но его изображение резко отличается от доминирующей модели женской наготы", - говорит Кернбауер.
|