США и Россия никак не договорятся по вопросу библиотеки Шнеерсона (видео)
США и Россия никак не договорятся по вопросу разумного, доброго, вечного. В ответ на наложенный штраф за якобы незаконное удержание библиотеки Шнеерсона, Москва может подать встречный иск.
Оказывается, американские хасиды брали некоторые книги почитать и так и не вернули. А книги ждут - в том числе и в местечке Любавичи под Смоленском.
Анатолий Гнатюк не без гордости называет себя единственным евреем в Любавичах. В селе только у него есть ключи от усыпальницы бывших хасидских лидеров. Анатолий уверяет, он православный христианин, но к иудейским святыням относится очень уж трепетно.
Рядом со старым кладбищем дом, в котором жили раввины Любавичей. Точнее, копия, отстроенная в 21 веке. Деньги на воссоздание резиденции Шнеерсонов жертвовали иудеи со всего мира, вспоминает вместе с ключником Анатолием сельский голова Виктор Куземченков.
"Приезжают они больше по весне, у них праздники. И где-то август, вот так вот. Ну, они приезжают ночью, тут молятся, просят здоровья", - рассказывает глава Любавичского сельского поселения Виктор Куземченков.
Паломники едут из Америки, Европы, Австралии, естественно, из России и Белоруссии. В Любавичах проводят всего несколько часов: кроме усыпальницы, дома-музея Шнеерсонов, места, где когда-то был двор раввина, и разрушающейся Успенской церкви, приезжему здесь смотреть нечего.
Когда в середине 18 века в Любавичи пришли евреи, селу было уже около трёхсот лет. Но именно со времён Екатерины Великой начинается золотой век Любавичей. На этом самом месте были построены синагога, еврейская школа и та самая знаменитая библиотека, которая к началу ХХ века насчитывала более 14 тысяч древних книг и рукописей.
Коллекция ценных во всех смыслах книг приглянулась большевикам - её решили национализировать и передать в Государственную библиотеку. Правда, шестой ребе Йосеф Ицхок Шнеерсон успел вывезти 25 тысяч страниц документов за границу: сначала в Латвию, потом в Польшу. Во время нацистской оккупации лидер хасидов бежал с частью вывезенных книг в Соединённые Штаты. Примерно в это время в захваченных Любавичах фашисты расправились с евреями, которым бежать не удалось.
"На наших глазах их расстреливали. Всё мы видели. Нас прикладами гнали туда. Ой, это нельзя вспомнить. Наши учителя, которые нас учили. Райхлин Юлий Борисович, по немецкому, шесть классов до войны учил", - вспоминают жительницы Любавичей Валентина и Клавдия Прилашкевич.
Когда в 93-ем году археологи точно установили место расправы в Любавичах, наследник Йосефа Ицхока Шнеерсона, седьмой и последний ребе Менахем-Мендл впервые потребовал передать ему часть библиотеки, оставшуюся в России, но всего через год умер, не оставив преемника. Тяжбы в американских судах продолжили представители американской ветви всемирного движения "Хабад".
"Сегодня в России очень хорошее отношение к еврейству вообще и к "Хабад" особенно. И, может быть, могли бы как-то по-другому договориться по поводу этого вопроса, не через суд. Я скажу более конкретно: по той информации, какой я располагаю, лидеры американского "Хабад" не посоветовались с лидерами "Хабад" в России по поводу этого суда, в который подали", - говорит раввин синагоги Могилёва Менахем-Мендл Альперович.
Раввин могилёвской синагоги, впрочем, уверен, что воля последнего любавичского ребе должна быть исполнена, и книги из России нужно передать в Нью-Йорк. Хотя его паства такой точки зрения не разделяет. В Могилёве - а Любавичи до революции были не в Смоленской губернии, как сейчас, а в Могилёвской - начинают восстанавливать синагогу, при ней планируется культурно-просветительский центр, кстати, с библиотекой.
"Все хотят получить еврейские книги, и мы тоже хотим их немножко. Когда у нас будет синагога, чтобы нам дали, и чтобы люди могилёвские туда пришли. Возят же там Леонардо да Винчи, почему к нам не привезти сюда на какое-то время? Мы не просим насовсем", - говорит в свою очередь председатель Иудейской религиозной автономной общины Могилёва Эли-Авроом бен Цви (Олег Генилис).
В Любавичах, где коллекция была накоплена, тоже рады видеть ценные книги - тогда паломники могли бы оставаться в святом месте дольше, чем на одну ночь. К тому же здесь планируют воссоздать историческое здание библиотеки Шнеерсона. А пока книги в Москве, узнав, что американские хасиды требуют от правительства России 50 тысяч долларов в день, жители Любавичей готовы торговаться.
|